Технология обучения производственным навыкам
Опыт интеграционного предприятия фонда «Форте Принт» выявил ряд проблем в процессе обучения трудовым навыкам ментальных инвалидов:
- длительный процесс обучения участников
- низкая производительность труда в течение долгого времени
- низкая мотивация
- сложная адаптация к правилам трудовой дисциплины
Поэтому был разработан метод поэтапного обучения трудовым навыкам:
1 этап — восстановление трудоспособности. Этап предполагает дозированную занятость, которая решает задачу повышения динамики, активности, внимания. Мероприятия проходят наряду с медицинской реабилитацией (она имеет больший удельный вес). Особенность этапа — труд 29-30 минут, без вознаграждения.
2 этап — простая работа с сопровождением. Состояние пациентов улучшается, и удельный вес медицинского воздействия уменьшается. Занятость приобретает характер трудовой терапии, когда деятельность пациента начинает занимать больше времени и подбирается она индивидуально. Важную роль играют методы мотивации и побуждения к труду. Например, конвейер, где каждый работает в заданном темпе. Вопрос качества и сроков не стоит.
Труд — 2-3 часа с символическим вознаграждением. Главная задача — восстановление эмоциональной и волевой сферы через моторику и постоянно повторяющиеся задания.
3 этап — усложнение задач. Труд занимает определенную часть дня пациента — 3-4 часа. Цель — приобретение человеком трудовых навыков. Мы анализируем возможности каждого пациенты и либо приближаем его к нагрузкам до максимума, либо обучаем другим навыкам. Работа — от элементарной до сложной. Здесь уже обращаем внимание инвалида на качество и сроки, предлагаем материальный стимул. Привлекаем его внимание к организации труда и материальной заинтересованности. Оплата соответствует заработанному. На этом этапе важна комфортная среда, условия, дружественное окружение.
При подборе видов работ и организации обучения должны соблюдаться требования:
- небольшие по объему и простые по характеру задания, которые не требуют длительного напряжения внимания и его распределенности
- каждая операция разбивается на приемы, обучение каждому приему проходит с постепенным наращиванием сложности процессов
- цикличность операций и неоднократное повторение пройденного материала, что обусловлено трудностью формирования трудовых навыков у лиц с ментальной инвалидностью, их нестойкостью.