Оценка психофизиологических, социальных и профессиональных навыков людей с инвалидностью на основе выделенных критериев
В процессе трудоустройства инвалидов важную роль играет первоначальный отбор трудоспособных людей, цель которого — помочь в проф.ориентации и трудоустройстве лицам с инвалидностью, которые испытывают трудности с профессиональным самоопределением и самостоятельным трудоустройством, но способны выполнять трудовые функции.
Процесс отбора состоит из 4-х шагов, каждый из которых ставит целью:
- Нулевой шаг — исключить кандидатов с выраженным дезадаптивным поведением
- Первый шаг — определить возможности адаптации кандидатов к профессиональным требованиям и усвоения производственно-технических и социальных норм поведения на производстве
- Второй шаг — оценить когнитивные и моторные функции отобранных кандидатов
- Третий (постотборочный) шаг — определить личностные особенности и функциональное состояние кандидатов, отобранных на втором этапе; распределить их по группам для повышения эффективности социально-психологической подготовки к трудоустройству на свободном рынке труда для каждой из выделенных групп.
Задачи отбора
Что проверяем |
Результат |
Шаг №0 |
|
Наличие выраженного дезадаптивного поведения |
Исключить тех, кто явно не способен к трудовой деятельности |
Шаг №1 |
|
Навыки коммуникации, взаимодействия и самопрезентации |
Исключить тех, кто испытывает ярко выраженные трудности в коммуникации и взаимодействии |
Выяснить профессиональный и учебный опыт, данные об общем здоровье |
Отсеять кандидатов с проблемами со здоровьем и низкой способностью к обучению |
Провести первичную классификацию кандидатов |
1. Лица с нарушениями интеллектуального функционирования 2. Лица без таких нарушений |
Шаг №2 |
|
Провести тестирование когнитивных и моторных функций |
1. Исключить участников группы 2, которые не прошли тесты. 2. Перевести участников 1-й группы, которые не прошли тесты, во 2 группу |
Шаг №3 |
|
Провести психологическое тестирование |
Определить эффективные программы социально-психологической поддержки |
Нулевой шаг
Кандидаты принимают участие в ознакомительной беседе и получают общую информацию о предприятии.
Специалист, который проводит беседу, обращает внимание на:
- Способность к самостоятельному передвижению и общей координации (приехать, войти в комнату, сесть на предложенное место и т.д.);
- Выраженную дезадаптацию.
Результат этапа:
- принимаются кандидаты, способные к самообслуживанию, но не имеющие возможности трудоустроиться без помощи;
- исключаются кандидаты с серьезными нарушениями поведения, выраженной дезадаптацией, с прогрессирующим заболеванием, очевидно не способные к трудовой деятельности в рамках инклюзии.
Первый шаг
Индивидуальное собеседование
Кандидат проходит индивидуальное собеседование с опросом по базовой анкете:
- Какое учебное заведение вы закончили?
- Ваше семейное положение?
- Где вы живете и с кем? (жилищные условия)
- Каков ваш опыт работы? Где, кем и как долго работали?
- По какой причине сменили место работы (уволились)?
- Какими навыками обладаете? Умеете ли работать на компьютере (знание офисных программ), знаете ли языки, есть ли др.умения?
- Какую профессию вы бы хотели освоить? Почему вам нравится эта профессия?
- Чем вы любите заниматься в свободное время?
- Какие ваши черты характера вам нравятся? Какие черты не нравятся?
- Как вы себя сейчас чувствуете? По какому заболеванию вы получили инвалидность? Есть ли у вас побочные заболевания? Какие ограничения в работе у вас возникают в связи с инвалидностью?
Ответы распределяются по трём категориям:
- общие биографические данные: дата рождения, семейное положение, жилищные условия, группа инвалидности, диагноз, общее состояние здоровья;
- профессиональный опыт: образование, опыт работы, общий стаж работы, профессиональные навыки и предпочтения;
- общие психологические характеристики: коммуникативные особенности, мотивация к работе, интересы, самооценка.
В чём ценность такой информации? Прошлое поведение является хорошим предиктором будущего: например, частые увольнения по собственному желанию, как правило, указывают на стремление к абсентизму.
Вопросы об общем состоянии здоровья позволяют сделать прогноз о степени утомляемости, возможности физических нагрузок, способности выдержать рабочую смену, риске производственных травм.
Навыки и интересы позволяют предположить, в какой области деятельности кандидат окажется наиболее успешным. К тому же, эти сведения меньше всего субъективны и предвзяты.
Оценка коммуникативных навыков, взаимодействия и самопрезентации
В ходе беседы специалисты оценивают навыки коммуникации, взаимодействия и самопрезентации кандидата.
Оценка производится в соответствии со следующими критериями:
Таблица 1. Оценочные критерии коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и самопрезентации
Балл |
Взаимодействие |
Словарный запас |
Беглость, спонтан-ность |
Произношение |
Самопредставление |
(5)
|
В дискуссиях может высказать свою идею, способен логично аргументировать ее, понимает невербалику, способен выслушать и понять аргументы собеседника. |
Имеет хороший словарный запас, связанный как с бытовыми, так и с общими и профессиональными темами, что позволяет ему легко переключаться с темы на тему в беседе. |
Легко выражает свои мысли. |
Правильное произношение и интонирование, не затрудняющее понимание речи. |
Хорошо понимает, зачем он здесь оказался, и чего он хочет, без усилий отвечает на вопросы, самопредставление структурировано, следует правилам проведения собеседования, хороший глазной контакт. |
(4) |
Может высказать свою идею. Испытывает незначительные затруднения в ее логическом обосновании, понимает невербалику, понимает аргументы собеседника. |
Имеет достаточный словарный запас, чтобы переключаться с темы на тему в беседе. |
Легко выражает свои мысли, но иногда задумывается в поисках подходящего слова, чтобы выразить то, что планировал. |
Произношение и интонирование слегка нарушены, но не затрудняют понимание. |
Хорошо понимает, зачем он здесь оказался, без усилий отвечает на вопросы Самопредставление структурировано, следует правилам проведения собеседования, хороший глазной контакт Обнаруживает некоторые сложности в целеполагании. |
(3) |
Способен поддерживать беседу, но не высказывает собственных идей, понимает невербалику, не слишком внимательно следит за аргументами собеседника |
Имеет достаточный словарный запас, чтобы поддерживать беседу на уровне, касающемся его |
Выражает свои мысли с замедлением, берет долгие паузы, демонстрирует смущение от этого |
Произношение и интонирование нарушены и слегка затрудняют понимание |
Самопредставление в целом структурировано, удерживает глазной контакт, но не совсем понимает, чего он хочет, и что представляет из себя программа |
(2) |
Имеет сложности с поддержанием дискуссии и аргументацией своих идей, понимание невербалики затруднено, не в состоянии дослушать до конца аргументы собеседника, перебивает или теряет интерес. |
Словарный запас ограничен. |
Говорит медленно, берет долгие паузы, но не демонстрирует смущение от этого. |
Произношение и интонирование нарушены, приходится переспрашивать, догадываться. |
Структура самопредставления нарушена, глазной контакт слабый, целеполагание нарушено, слабо следует правилам прохождения собеседования. |
(1) |
Имеет выраженные сложности в поддержании дискуссии и выражении своих мыслей. |
Словарный запас ограничен бытовыми темами. |
Говорит короткими простыми, предложениями, |
Произношение и интонирование нарушены, приходится переспрашивать, догадываться, при просьбе повторить сказанное не всегда повторяет. |
Не может представить себя, нарушено целеполагание, нарушен глазной контакт. |
(0) |
Не вовлекается в беседу. |
Минимальный словарный запас. |
Не может связно объясняться даже простыми предложениями. |
Произношение и интонирование имеют выраженные нарушения, что затрудняет понимание даже отдельных слов. |
Не понимает, почему он здесь оказался. |
На этой стадии производится предварительная сортировка:
- инвалиду предлагается пройти тестирование на оценку школьных навыков, способность к восприятию текстов, логическое мышление;
- понятно, что инвалид не пройдёт тест и необходимы иные методики.
Кандидат может набрать от 0 до 20 баллов. Оценки:
- меньше 5 баллов — исключение;
- от 5 до 10 баллов — переход в группу 2 (нарушения интеллектуального функционирования);
- более 10 баллов — переход в группу 1 (интеллектуально-сохранные кандидаты).
На этом же этапе оценивается физиологическое состояние кандидатов
Таблица 2. Физиологические критерии
Критерий |
Выраженность критерия в баллах |
|||
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Способность к передвижению |
||||
Способность к самообслуживанию |
||||
Способность видеть |
||||
Способность говорить |
||||
Способность слышать |
||||
Мелкая моторика рук |
||||
Способность владеть телом, координация движений |
||||
Утомляемость |
||||
Итого: |
Результат этапа:
- Исключение кандидатов с ярко выраженными трудностями в коммуникации, взаимодействии и проблемами со здоровьем;
- Первичное распределение по группам 1-2, что оптимизирует дальнейший процесс отбора, поскольку позволяет избежать неэффективных трудозатрат и ситуации неуспеха для кандидатов.
Второй шаг
Проводится тестирование и оценка кандидата в зависимости от группы, выделенной на предыдущем этапе.
Группа 1 — оценка базовых и специальных знаний, мышления и стрессоустойчивости ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-СОХРАННЫХ КАНДИДАТОВ
Тест 1 оценивает базовые школьные знания:
- по математике: арифметика, проценты, линейные уравнения;
- по русскому языку: базовая грамотность, словарный запас, исключение грамматически правильных, но не употребляемых выражений;
- мышление: аналитическое мышление, классификация и обобщение, сравнение;
- стрессоустойчивость: тест выполняется на время, и его ограничение как стрессогенный фактор для соискателя.
Результат Теста 1:
- 8 и менее вопросов в течение 15 минут → перевод в группу 2 (нарушения интеллектуального функционирования);
- более 8 вопросов → прохождение теста 2.
Тест 2 оценивает базовые компьютерные навыки
Результат Теста 2:
- кандидаты, которые прошли тест, могут направляться на вакансии, требующие работы с компьютером,
- кандидаты, не сдавшие тест, направляются на вакансии, не требующие работы на компьютере;
- кандидаты, прошедшие Тест 1, вне зависимости от прохождения Теста 2, переходят к Этапу №3 (постотборочному).
Тест 1 (задания)
Тест оценивает вербальные и математические навыки. У Вас 15 минут и 20 вопросов, они расположены от простых к сложным. Правильный ответ даёт 1 балл, неправильный — 0 баллов. Будьте внимательны, но не зацикливайтесь: если не знаете ответа, выбирайте любой вариант и двигайтесь дальше.
Возьмите ручку и листок. Калькулятором, телефоном и т.д. пользоваться запрещено.
ВОПРОС 1. 79+43=?
- 102
- 115
- 122
- 126
- 132
ВОПРОС 2. Если поезд со средней скоростью 96 км/час двигается в течение 20 минут, как далеко он проедет?
- 60
- 20
- 32
- 48
- 52
ВОПРОС 3. 7×9=?
- 38
- 49
- 54
- 63
- 79
ВОПРОС 4. Выберите наиболее близкое по значению слово к слову, написанному заглавными буквами:
ПРЕДЛ
- Рекомендация
- Инцидент
- Свадебная церемония
- Лес
- Еда
ВОПРОС 5. Выберите слово, написанное неправильно:
- Выбранный
- Окруженный
- Продвинутый
- Ужастный
- Начать
ВОПРОС 6. Выберите наиболее близкое по значению слово к слову, написанному заглавными буквами:
ПРОТЕСТ
- Несогласие
- Убежище
- Поддержка
- Боль
- Защита
ВОПРОС 7. Выберите слово, чтобы правильно закончить предложение:
Мы приехали поздно и игра уже __________
- Началась
- Работает
- Ходит
- Приехала
- Ни один из ответов не подходит
ВОПРОС 8. Выберите слово, чтобы правильно закончить предложение:
Не смотря на то, что этот человек был опытным пилотом, он сделал больше __________, чем мог бы сделать новичок.
- Предложений
- Посадок
- Скандалов
- Ошибок
- Ответов
ВОПРОС 9. Если театр вмещает 1200 человек, и было продано ⅔ билетов, сколько билетов всего было продано?
- 500
- 600
- 750
- 800
- 900
ВОПРОС 10. Какая из цифр самая маленькая?
- 0,79
- 2,40
- 3,0007
- 0,425
- 100
ВОПРОС 11. Книжный магазин продал 1250 книг за месяц. Если 70% проданных книг были книгами в мягкой бумажной обложке, то сколько таких книг было продано?
- 625
- 685
- 820
- 875
- 945
ВОПРОС 12. В зале кинотеатра 250 мест. Если в кинотеатре 170 человек, сколько процентов мест занято?
- 42
- 54
- 75
- 68
- 55
ВОПРОС 13. В каком из следующих предложений сделаны ошибки?
- Врач сказал, что для пациента прогноз не оптимистичный
- Я спросил его мнение, но он не пришел
- Поскольку погода была хорошая, я взял выходной
- Бухгалтер оплатил налоги
- Губернатор легко выиграл перевыборы
ВОПРОС 14. Выберите наиболее близкое по значению слово к слову, написанному заглавными буквами
ЗАСТАВЛЯТЬ
- Выставлять
- Принуждать
- Реагировать
- Доставлять
- Выдвигать
ВОПРОС 15. Если цена рубашки 1200 рублей без скидки, сколько будет стоить рубашка со скидкой 10%?
- 1000
- 500
- 1210
- 1080
- 1200
ВОПРОС 16. Используйте таблицу, чтобы ответить на вопрос ниже
Результаты выборов
Кандидаты |
Количество голосов |
Путин В.В. |
7502 |
Медведев Д.А. |
1612 |
Жириновский В.В. |
4521 |
Зюганов Г.А. |
9198 |
Прохоров М.Д. |
2186 |
75% голосов за Медведева Д.А. были отданы женщинами. Сколько женщин проголосовали за Медведева Д.А.?
- 1098
- 3420
- 3327
- 1275
- 1209
ВОПРОС 17. В каком из предложений сделаны ошибки?
- Никого не обвинили в совершении преступления
- Он не вспоминал правильный ответ
- Если их не было, они не должны критиковать
- После завтрака мы бежим на пляж
ВОПРОС 18. Вставьте пропущенное слово или слова, чтобы наиболее правильно передать смысл сказанного:
В своей речи в перерыве тренер раскритиковал игроков за их ____________ игру и вдохновил их играть более энергично во втором тайме.
- Воодушевленную
- Пассивную
- Чуткую
- Жесткую
- Невежественную
ВОПРОС 19. Прочитайте письмо:
«Евгений! Звонил господин Петров и сказал, что с внедрением есть некоторые проблемы. Очевидно, что сеть не работает так, как должна бы. Он хотел бы, чтобы ты незамедлительно ему перезвонил. Спасибо.
Ирина».
В чем основная мысль письма?
- Рассказать, что крайне недовольный клиент хочет расторгнуть договор
- Сказать Евгению, что звонил господин Петров и просил связаться с ним как можно скорее
- Объяснить, что сеть не работает и ее необходимо заменить
- Объяснить, что внедрение должно быть завершено немедленно
- Предложить Евгению обсудить с Ириной наиболее подходящий ответ
ВОПРОС 20:
Лесные пожары в Воронежской области вызвали необходимость применения «контролируемых пожаров». Контролируемые пожары намерено разводятся лесниками, чтобы избавиться от суховея и сухой травы: предполагается, что их устранение предотвратит возникновение стихийных пожаров в будущем. Наилучшими условиями для разжигания контролируемого пожара являются сухая погода и отсутствие сильного ветра.
Какое предложение наиболее точно описывает цель предложенного выше текста?
- Подчеркнуть, что лесники несут ответственность за большинство пожаров
- Описать «контролируемые пожары» и их роль в лесных пожарах
- Предложить альтернативу «контролируемым пожарам»
- Обсудить проблемы Воронежской области
- Защитить применение «контролируемых пожаров» и лесников, которые их разводят.
Тест 2 (компьютерный, задания)
Тест оценивает компьютерную грамотность, знание интернета и мелкую моторику рук. На прохождение у Вас 10 минут. Задания выполняйте на смоделированном ниже рабочем столе. Вам не нужно устанавливать на компьютер ни одно из приложений.
Что нужно сделать:
- Откройте файл письмо.doc в папке «Мои документы».
- Напечатайте текст: «Компания «Триинвест» обнародовала сегодня операционную прибыль за третий квартал в размере 45,0 миллионов рублей, по сравнению с чистыми операционными убытками в размере 9,5 миллионов рублей во втором квартале этого года».
- Загрузите Microsoft Outlook.
- Используя «быстрые клавиши», вставьте текст в новое письмо.
- В строке адреса укажите amy@acmecorp.com, в скрытую копию поставьте bill@acmecorp.com.
- В теме укажите «Мой отчет».
- Отправьте письмо.
На это задание у Вас 3 минуты:
- Загрузите браузер интернет на смоделированном экране.
- Увеличьте его окно.
- Используйте адресную строку, чтобы попасть на www.google.com.
- Осуществите поиск по запросу «день рождения Бориса Ельцина»
- Откройте новое окно в браузере.
Группа 2 — КАНДИДАТЫ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Кандидатов тестируют по параметрам:
- способность видеть,
- способность слышать и говорить,
- мелкая моторика рук,
- способность усваивать вербальную информацию (следовать инструкции),
- способность воспроизводить усвоенную информацию,
- объем рабочей памяти,
- способность удерживать внимание,
- производительность,
- утомляемость,
- базовые навыки.
Оценка проводится на основании следующих тестов
Тест 1. Моделирование операций профессиональной деятельности (исследование мелкой моторики)
Цель: выявить физические возможности и специальные умения для выполнения отдельных операций, возможность формирования и закрепления профессиональных навыков. Комплексный анализ продуктов деятельности позволяет оценить моторные навыки и склонности к виду деятельности.
Таблица 3. Упражнения для исследования мелкой моторики
Задание |
Что нужно сделать |
Упражнение 1 «Ручка»: |
Выдаются шариковые ручки по количеству участников. Задача — как можно быстрее разобрать, а затем собрать их. |
Упражнение 2 «Ножницы»: |
Каждому участнику выдаются бумага, ножницы. Задача: разрезать лист на примерно равные три части. |
Тест 2. Исследование базовых школьных навыков
Цель: выявить сложности в чтении, счете, письме, без которых невозможно нормально работать на большинстве предприятий (тест предназначен, главным образом, для инвалидов с интеллектуальной инвалидностью).
Таблица 4. Упражнения для оценки базовых школьных навыков
Задание |
Что нужно сделать |
Упражнение 3 «Счет»: умение считать |
Отсчитать 2 стопки из комплекта по 23 карточки в каждой. |
Во время выполнения упражнений, комиссия оценивает продукт деятельности, физиологические и психологические характеристики кандидатов. По результатам, исключает часть кандидатов.
Тест 3. Исследование основных психических функций
Оценка внимания (устойчивость, концентрация, избирательность)
Время проведения: 10-15 минут.
Корректурная проба Бурдона исследует концентрацию и устойчивость внимания. Инвалид получает специальные бланки с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Он просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает указанные в инструкции буквы или знаки. Через каждые 60 секунд отмечает вертикальной чертой, сколько знаков успел просмотреть.
Допускаются различные варианты: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.
Таблица 5. Результат корректурной пробы Бурдона
Показатели |
Результаты |
Количество просмотренных за 5 мин. букв (N) |
Отсев при менее 1000 (средний человек читает 1500 знаков за 2 минуты) |
Количество правильно вычеркнутых букв (Σ ) |
Отсев при менее 60 |
Уровень концентрации внимания (К) |
Отсев при 3 и менее |
Оценка памяти. Метод 10 слов.
Время проведения: 5-7 минут.
Оценивает состояние кратковременной памяти: процесс запоминания и отсроченное воспроизведение (долговременная/оперативная память), которые могут быть снижены независимо друг от друга.
Инвалиду зачитываются 10 слов. Затем следует второе предъявление. Его просят повторить все слова, которые он запомнил. Через 3-5 минут вновь зачитывается тот же список. Просят повторить все запомненные слова.
Таблица 6. Результат исследования по методу 10 слов
Набор слов |
Порядок предъявления |
||
1 |
2 |
3 |
|
1 Дым |
|||
2 сон |
|||
3 шар |
|||
4 пух |
|||
5 звон |
|||
6 куст |
|||
7 час |
|||
8 лёд |
|||
9 ночь |
|||
10 пень |
|||
Общее количество воспроизведенных слов |
Отсев — воспроизведение 3 и менее слов.
На основании тестирования кандидат получает общую оценку способностей. Заключение о нетрудоспособности выносится в случае получения оценки «1» или ниже по трем критериям: «способность к передвижению», «мелкая моторика рук» и «способность к воспроизведению».
Результат:
- исключение части кандидатов, не прошедших тестирование на базовые школьные навыки, память, внимание;
- кандидаты, которые показали высокие баллы по всем тестам и не проявляют выраженного утомления, могут по желанию пройти тестирование для группы 1;
- успешные кандидаты переходят к Этапу №3 (постотборочному).
ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ ШАГА №2
- исключение кандидатов, не способных к обучению — они не смогут обучаться новым трудовым навыкам, усваивать инструкции и пр;
- более точное распределение отобранных кандидатов по группам для повышения эффективности профессиональной ориентации и социально-психологической поддержки.