В связи с повышением продолжительности жизни, границ возраста выхода на пенсию, с сохраняющейся возрастной дискриминацией на рынке труда, в нашей стране остро стоят задачи по созданию условий для занятости и трудоустройства людей предпенсионного и пенсионного возраста в целях сохранения уровня доходов, социальной и профессиональной востребованности.

Крупнейший рекрутинговый портал Superjob.ru прокомментировал ситуацию с трудоустройством «возрастных» соискателей: «Более половины работодателей считает, что предпочтения получают соискатели в возрасте от 30 до 45». Согласно данным Росстата показатели, характеризующие занятость населения в возрасте старше трудоспособного (мужчины – старше 60 лет, женщины – старше 55 лет) от общего числа, следующие: в Москве – 26,5%, в Краснодарском крае – 17,6%, в Липецкой области – 18,2%. При этом среднее время поиска работы (в месяцах) людьми пожилого возраста составляет: в Москве – 6,3, в Краснодарском крае – 10,8, в Липецкой области – 6,0, что свидетельствует о трудностях трудоустройства. Кроме того, пенсионная реформа вызвала беспокойство у части населения предпенсионного возраста по поводу рисков остаться без какого-либо дохода.

В связи с вышесказанным, не приходится сомневаться в своевременности и востребованности программы обучения современным цифровым и маркетинговым инструментам для обеспечения занятости (самозанятости) людей в возрасте 50+.  Стимулирование занятости граждан этой возрастной категории имеет большое значение как с позиции обеспечения доходов людей старшего возраста, использования имеющегося у них образовательного и трудового потенциала в интересах экономики страны, так и с точки зрения их социализации и интеграции в жизнь общества, возможности самореализации.

В ходе обучения участники проекта учатся анализировать объявления конкурентов, выделять в них слабые места и составлять собственные конкурентноспособные объявления для поиска клиентов.

Программа обучения включает в себя 12 занятий по 4 академических часа, в рамках которых изучаются следующие темы:

«Ведение бизнеса через смартфон».

- Работа на смартфоне.

- Почта на смартфоне.

- Создание аккаунта Google.

Организация своего дела.

- Разбор примеров.

- Типы своих дел на примере Avito.

- Выбор своего дела.

- Продажа и продвижение услуг / продукции на примере сервиса Avito: правила, заголовок, фото, цена, описание.

Составление продающего текста.

- Структура правильного объявления и продающего текста.

- Разбор примеров предложений.

- Подробный разбор объявлений каждого из учащихся.

Ценообразование. Отзывы клиентов.

- Экспресс-анализ цен преподавателем вместе с участниками. Обмен мнениями.

- Проверка конкурентоспособности цен объявлений участников.

- Работа с отзывами (Как это делать? У кого брать? О чем клиенты и  знакомые должны писать / говорить?).

Работа с фотографией.

- Примеры и правила создания качественных фотографий для своего объявления.

- Фотосессия в классе под руководством преподавателя.

- Обработка фотографии.

Размещение на Avito.

- Регистрация аккаунта на Avito.

- Размещение объявления на Avito.

Работа с Avito. Анализ статистики. Основы безопасности.

- Анализ статистики на Avito.

- Платные способы продвижения на Avito

- Основы безопасности в интернете.

- Факты и способы мошенничества.

Размещение на сайте «Юла» и дополнительных сервисах.

- Регистрация и размещение на сайте «Юла».

- Регистрация и размещение на дополнительных сервисах (Яндекс Услуги, Profi.ru и др.).

Правовые основы самозанятости.

- Законодательный статус и нормативные акты.

- Ограничения по видам деятельности и размеру дохода.

- С каких доходов нужно платить налог и как платить?

- Какие платежи заменяет налог на профессиональный доход?

- Различия самозанятого и индивидуального предпринимателя.

Организация и регистрация самозанятости.

- Регистрация самозанятости с помощью приложения  "Мой налог".

- Регистрация самозанятости с помощью приложения  "СберБанк Онлайн".

- Работа в приложениях “Мой налог” и "СберБанк Онлайн".

Cоцсети и мессенджеры для ведения своего бизнеса.

- Создание аккаунтов в соцсетях (Вконтакте, Instagram, Facebook – по выбору учащихся).

- Работа с YouTube.

- Реклама в соцсетях, продвижение в тематических сообществах.

- Размещение информационных и продающих постов.

- Работа с мессенджерам (WhatsApp, Telegram).

Приобретенные практические знания позволяют участникам проекта осознанно, с пониманием целей, задач и владением необходимых инструментов, оформить для себя статус самозанятых с дополнительным доходом на рынке труда, помогают проявить свои способности и умения, обрести уверенность в своих силах, снизить «зависимость» от государственной системы социального обеспечения, ощутить свою полезность и востребованность в кругу семьи, в сообществе и улучшить качество своей жизни в целом.

Результаты опроса выпускников, прошедших обучение по программе проекта, показали, что слушатели высоко оценивают качество, организацию,  доступность и практическую пользу учебного курса. Первые выпускники уже активно работают и продвигают свой «микро-бизнес», используя простейшие маркетинговые инструменты и возможности сети интернет. Проект стимулирует экономическую и социальную активность его участников, самообразование, способствует улучшению уровня и качества их жизни, способствует популяризации среди представителей старшего поколения продолжения активной деятельности после выхода на пенсию, продвижению среди широкой общественности идей активного долголетия.

Среди хобби, которые ученики курса решили превратить в собственное дело – изготовление меховых игрушек, керамика ручной работы, сортовые тюльпаны для клумбы, декупаж, интерьерные изделия ручной работы. Также россияне старшего возраста продвигали услуги свадебного фотографа, психолога, профессиональной обрезки плодовых деревьев, обучения блогингу.

В рамках программы Фондом проводится обучение специалистов (преподавателей и менеджеров) по образовательной программе проекта, разработаны методические рекомендации и презентации для проведения занятий.