Методы измерения эффективности программы для инвалидов с нарушенными интеллектуальными функциями
Особенность людей с подобной инвалидностью в том, что они зачастую не понимают вопросов теста и отвечают наугад или не отвечают вообще. Поэтому они проходят оценку на основании экспертного мнения по критериям, приведенным в таблице ниже.
Критерий |
Значение числовых показателей выраженности критерия |
|||||
0 Не проявлен |
1 Низкая степень выраженности |
2 Средняя степень выраженности |
3 Высокая степень выраженности |
|||
Уровень общей социализации |
Отсутствует ориентация на соблюдение установленных правил и норм поведения. Не осознает/игнорирует возможные последствия их нарушения. Не способен соотносить свое поведение с требованиями ситуации и производить его критическую оценку. |
Склонен нарушать установленные правила и нормы поведения. Плохо осознает/пренебрегает последствиями их несоблюдения. Испытывает трудности при соотнесении своего поведения с требованиями ситуации. Имеет нечеткие представления о специфике различных ролевых позиций. |
Старается соблюдать установленные правила и нормы поведения. Имеет представление о последствиях их нарушения. Способен соотносить свое поведение с требованиями ситуации, занимая соответствующую ролевую позицию. |
Строго соблюдает установленные правила и нормы поведения. Осознает последствия их нарушения. Соотносит свое поведение с требованиями ситуации. Проявляет ролевую гибкость |
||
Уровень развития коммуникативных навыков |
Крайне замкнут, избегает взаимодействия с другими участниками группы. Пассивен во время групповых дискуссий, оставляет без ответа обращенные к нему напрямую вопросы, либо отвечает невпопад, без учета обсуждаемого контекста. |
Склонен уклоняться от взаимодействия с другими участниками группы. Не проявляет инициативы в общении. Остается пассивным во время групповых дискуссий, однако может ответить на прямые вопросы со стороны ведущего. Высказывания могут быть недостаточно последовательны, имеет место краткость формулировок, не позволяющая в полной мере отразить мнение по обсуждаемому вопросу. |
Ориентирован на взаимодействие с другими участниками группы, с готовностью откликается на проявление инициативы с их стороны. Принимает участие в групповых дискуссиях. Высказывания, как правило, соответствуют обсуждаемому контексту. |
Ориентирован на взаимодействие с другими участниками группы. Склонен проявлять инициативу в общении. Активно участвует в групповых дискуссиях. Высказывания характеризуются четкостью, развернутостью и соответствуют обсуждаемому контексту. |
||
Уровень развития когнитивных функций |
Демонстрирует выраженные нарушения функций памяти и внимания. Снижены устойчивость, переключаемость и концентрация внимания, сужен объем памяти. Не способен корректно усвоить инструкцию к заданиям, даже после дополнительных предъявлений и разъяснений. Не может уследить за ходом групповой дискуссии. Отмечается значительная истощаемость психических процессов. |
Отмечается снижение характеристик внимания и памяти. Испытывает некоторые затруднения при усвоении инструкций к заданиям: как правило, нуждается в их повторении и дополнительных разъяснениях. С трудом вспоминает содержание предыдущего занятия. По ходу занятия демонстрирует признаки психического истощения, что влияет на продуктивность учебной деятельности. |
Инструкции к заданиям усваивает в целом без затруднений. Помнит, что было на прошлом занятии. Демонстрирует достаточный уровень развития функций памяти и внимания, обеспечивающий продуктивное участие в обучающих мероприятиях. Отмечаются колебания уровня умственной работоспособности по мере утомляемости на занятиях. |
Сохраняет оптимальный уровень умственной работоспособности на протяжении всего занятия без признаков утомляемости. Инструкции к заданиям усваивает с первого раза. Демонстрирует хороший объем памяти в заданиях, требующих этого, хорошую устойчивость и переключаемость внимания. Может в подробностях вспомнить, что было на предыдущем занятии. |