Формирование навыков уверенного поведения и межличностной и групповой коммуникации
Программа тренингов по адаптации инвалидов с мнестико-интеллектуальным снижением к профессиональной деятельности в смешанном коллективе
Люди с такими нарушениями имеют мотивацию игровую или направленную на получение социального одобрения. Наиболее очевидную и существенную роль в процессе трудовой адаптации играют показатели общей социализации, характеристики коммуникативной сферы, а также когнитивного функционирования.
Поэтому тренинги направлены на развитие памяти и внимания, овладение навыками саморегуляции и уверенного поведения.
На протяжении всей программы большое внимание уделено когнитивной сфере. В занятия каждого блока привнесены специальные упражнения (знакомство, разминки и т.п.), а с базовыми темами программы предложено работать с помощью техник, влияющих на поддержание и развитие когнитивных функций.
Важно: из-за низкой усвояемости большого объема материала необходимо периодически проводить обобщающие занятия, которые помогают участникам вспомнить и актуализировать уже пройденный материал.
Также, практика Фонда показала, что попытки давать теоретический материал (даже в очень упрощенной форме) приводят к быстрому затуханию интереса и низкой усвояемости. Поэтому мы рекомендуем максимально увеличивать объем поведенческих техник и упражнений.
Цели программы
- Повышение психологической готовности участников к профессиональной деятельности в условиях смешанного коллектива.
- Формирование и развитие навыков социализации, коммуникативных умений, навыков саморегуляции.
- Повышение мотивационной включенности в трудовую деятельность.
Общие ожидаемые результаты
- Улучшение произвольной саморегуляции и повышение работоспособности участников.
- Более осознанное и ответственное отношение к социальным нормам и правилам поведения, принятым в коллективе, стремление к социальной интеграции.
- Ориентация на социально одобряемое поведение и продуктивное взаимодействие с коллегами.
- Более осознанное отношение к трудовой деятельности.
Структура программы
Название блока |
Цель блока в процессе |
Цели блока в процессе обучения |
Миним. кол-во занятий |
Примечания |
Базовые навыки социализации |
Углубление представления о факторах, способствующих/мешающих социализации Формирование направленности на соблюдение принятых в трудовом коллективе правил и норм поведения Повышение степени осознанности участниками моделей своего поведения в обществе. |
Адаптация к предлагаемому формату обучения Формирование мотивационной направленности на усвоение предлагаемого материала Повышение степени ответственности участников за результаты обучения. |
4 |
Данный блок фактически представляет модель социализации участников, поскольку они оказываются перед проблемой необходимости включения в процесс взаимодействия с группой и ориентации на правила, регулирующие это взаимодействие |
Развитие коммуникативных навыков |
Развитие более адаптивных форм межличностного взаимодействия в трудовом коллективе Снижение эмоциональной напряженности участников, сопутствующей необходимости взаимодействия с коллективом |
Совершенствование навыков общения между участниками |
8 |
Данный блок включает работу над базовыми навыками, лежащими в основе успешного межличностного функционирования участников, и затрагивает как когнитивный, так и эмоциональный аспекты этого процесса. |
Развитие навыков уверенного поведения |
Формирование направленности на преодоление трудностей, возникающих в рамках профессиональной деятельности и взаимодействия в трудовом коллективе Развитие стратегий совладающего поведения Повышение стрессоустойчивости |
Подведение итогов обучающего курса Формирование направленности на использование полученных в процессе обучения ресурсов для развития своей трудовой деятельности |
8 |
Данный блок призван усилить мотивацию участников, направленную на достижения, ослабив, в то же время, мотивацию избегания неудач. |
Обобщающий блок |
Ассимиляция полученных навыков и опыта |
Повторение и обобщение предыдущей информации, обсуждение полученных навыков в рамках их использования в производственной деятельности и социальной жизни |
4 |
Данный блок — это повторение участниками предыдущих тем, а так же итоговая отработка навыков в ролевых играх, основанная на обратной связи от наставников. Подведение итогов цикла занятий. |
Оценка эффективности программы
Для анализа эффективности прохождения участниками данной программы были выделены три общих критерия:
- Уровень общей социализации
- Уровень развития коммуникативных навыков
- Уровень развития поведенческих навыков
По каждому из блоков программы мы также выделили ряд критериев для экспертной оценки достижений участников, прямо или косвенно связанных с основными показателями эффективности программы.
Блок №1. Базовые навыки социализации
Цель блока
Сформировать поведенческие паттерны, способствующие большей социализации участника.
Ожидаемые результаты
- участник придерживается правил и норм поведения, принятых в коллективе: выглядит опрятно, соблюдает дисциплину, удерживает корректную дистанцию в общении и т.п.
- имеет представление о своих ролевых позициях и соотносит их с контекстом ситуации (дифференцирует ситуации общения с сотрудниками/начальством/родными/незнакомыми людьми и ведет себя соответствующим образом)
- учитывает факторы, способствующие/мешающие социализации
- ориентирован на использование способов поведения, помогающие в социализации.
Задачи блока
- Дать представление о факторах, влияющих на успешность социализации
- Помочь участникам исследовать репертуар своих ролевых позиций
- Улучшить ориентацию в многообразии существующих социальных ролей, ролевую гибкость
- Повысить мотивацию к соблюдению правил и норм, принятых в коллективе
Критерии оценки:
- опрятность внешнего вида
- успешность использования социальных ритуалов
- ориентация на соблюдение правил работы группы.
Критерии оценки блока №1
Ф.И.О. участника |
Критерии оценки |
||
Опрятность внешнего вида |
Успешность использования социальных ритуалов |
Ориентация на соблюдение правил работы группы |
|
Иванов И.И. |
0/1/2/3 |
0/1/2/3 |
0/1/2/3 |
Критерий |
Степень выраженности критерия |
|||
0 Не проявлен |
1 Низкая степень выраженности |
2 Средняя степень выраженности |
3 Высокая степень выраженности |
|
Опрятность внешнего вида |
Выглядит неряшливо. |
Выглядит не очень опрятно. |
Внешний вид в целом соответствует установленным нормам. |
Выглядит аккуратно. |
Успешность использования социальных ритуалов |
Не прибегает к использованию социальных ритуалов в группе (не здоровается, не прощается, не удерживает дистанцию в общении, не выказывает признаков доброжелательности по отношению к другим участникам и т.п.). |
К использованию социальных ритуалов в группе прибегает редко. |
Как правило, ориентирован на соблюдение социальных ритуалов. |
Выражена ориентация на использование социальных ритуалов при взаимодействии в группе. |
Ориентация на соблюдение правил работы группы |
Не учитывает правила работы группы в своем поведении. |
Склонен нарушать правила работы группы. |
Стремится соблюдать правила работы группы. |
Строго придерживается правил работы группы. |
Тематический план блока №1
Тема |
Цель |
Задачи |
Тема 1. |
Обеспечение необходимых условий для включения участников в процесс групповой работы. |
|
Тема 2. |
Формирование у участников направленности на соблюдение общепринятых правил и норм поведения. |
|
Тема 3. Социальные роли |
Улучшение ориентации участников в многообразии социальных ролей, повышение ролевой гибкости. |
|
Тема 4. Социальные ритуалы |
Формирование направленности на корректное использование социальных ритуалов в своем поведении. |
|
Блок №2. Развитие коммуникативных навыков
Цель блока
Формирование и развитие навыков общения, необходимых для адаптации участников в условиях смешанного коллектива.
Ожидаемые результаты:
- способен инициировать знакомство
- может представить себя собеседнику
- умеет поддержать беседу
- проявляет ориентированность на собеседника в процессе общения
- может донести необходимую информацию и понимает смысл сказанного собеседником
- способен открыто выражать свою точку зрения.
Задачи блока
- Обучение навыкам установления контакта
- Развитие навыков вербального общения
- Формирование способности восприятия невербальной информации
- Развитие способности к распознаванию эмоций
- Овладение навыком эффективной самопрезентации
Критерии оценки:
- точность восприятия информации
- точность передачи информации
- уровень общей коммуникативной направленности
Критерии оценки блока №2
Ф.И.О. участника |
Критерии оценки |
||
Точность восприятия информации |
Точность передачи информации |
Уровень общей коммуникативной направленности |
|
Иванов И.И. |
0/1/2/3 |
0/1/2/3 |
0/1/2/3 |
Критерий |
Степень выраженности критерия |
|||
0 Не проявлен |
1 Низкая степень выраженности |
2 Средняя степень выраженности |
3 Высокая степень выраженности |
|
Точность восприятия информации |
Невнимателен по отношению к говорящим, прерывает их, инструкции ведущего не усваивает. |
Часто невнимателен по отношению к говорящим, инструкции ведущего усваивает после дополнительных разъяснений. |
Редко отвлекается в процессе групповой дискуссии, инструкции усваивает сразу либо после незначительных пояснений. |
Внимательно слушает других участников, легко усваивает сказанное ими, понимает инструкции после первого предъявления. |
Точность передачи информации |
Не может логически-связно выразить свою мысль, даже при посторонней помощи. Остается не понят другими участниками. |
Высказывается в основном односложно, не объясняя своих мыслей, либо проявляет многоречивость, теряя смысловую нить разговора. |
Может испытывать незначительные затруднения в выражении своих мыслей, в целом демонстрирует логичность и связность речи, развернутость высказываний. |
Высказывается развернуто и понятно, не испытывая затруднений при выражении мыслей. |
Уровень общей коммуникативной направленности |
Не проявляет инициативы при взаимодействии в группе, крайне замкнут, неохотно вступает в контакт. |
Не проявляет инициативы в процессе группового взаимодействия, однако откликается на попытки вовлечения со стороны ведущего/других участников. |
Проявляет инициативу при взаимодействии с некоторыми участниками группы, достаточно легко идет на контакт. |
Проявляет интерес и активно общается с другими участниками группы. |
Тематический план блока №2
Тема |
Цель |
Задачи |
Тема 1. Навыки общения |
Введение в тему блока. Формирование и раскрытие представления о коммуникативных навыках. |
|
Тема 2. Знакомство и установление контакта |
Развитие навыка знакомства и установления контакта. |
|
Тема 3. Самопрезентация |
Формирование и развитие навыка самопрезентации. |
|
Тема 4. Вербальное общение |
Развитие навыков вербального общения. |
|
Тема 5. Невербальное общение |
Формирование умения воспринимать и понимать невербальный компонент общения для повышения коммуникативной компетентности. |
|
Тема 6. Подведение итогов |
Анализ и обобщение полученного опыта, мотивация участников на его реализацию в повседневной жизни. |
|
Блок №3. Развитие навыков уверенного поведения
Цель блока
Формирование навыков уверенного поведения, способствующего процессу адаптации в условиях смешанного трудового коллектива.
Ожидаемые результаты:
- владеет способами эмоциональной саморегуляции
- умеет ставить перед собой цели и планировать действия по их достижению
- знает о конструктивных способах поведения в конфликтных ситуациях
- почувствовал уверенность в себе
Задачи блока
- Обучение способам эмоциональной саморегуляции
- Отработка навыков конструктивного решения конфликта
- Знакомство с навыками планирования и целеполагания
- Подведение итогов обучающего курса
Критерии оценки:
- эмоциональная саморегуляция
- адекватность самооценки
- целенаправленность.
Критерии оценки блока №3
Ф.И.О. участника |
Критерии оценки |
||
Эмоциональная саморегуляция |
Адекватность самооценки |
Уровень мотивации |
|
Иванов И.И. |
0/1/2/3 |
0/1/2/3 |
0/1/2/3 |
Критерий |
Степень выраженности критерия |
|||
0 Не проявлен |
1 Низкая степень выраженности |
2 Средняя степень выраженности |
3 Высокая степень выраженности |
|
Эмоциональная саморегуляция |
Эмоциональные реакции не поддаются сознательному контролю и коррекции, препятствуют продуктивному выполнению тренинговых заданий. Часто не соответствуют ситуации обучения. Могут лежать в основе нарушения установленных в группе правил и норм поведения. |
Эмоциональные реакции, возникающие в процессе обучения, могут снижать продуктивность выполнения тренинговых упражнений, а также лежать в основе нарушения установленных в группе правил и норм поведения. |
Способен осознавать и контролировать личные эмоциональные реакции, возникающие в процессе обучения, ориентируясь на групповые правила и нормы, а также предлагаемые учебные задачи. |
Осознает и успешно контролирует собственные эмоциональные реакции, возникающие в процессе обучения, ориентируясь на групповые правила и нормы, а также предлагаемые учебные задачи. |
Адекватность самооценки |
Не способен занимать рефлексивную позицию по отношению к самому себе и адекватно судить о своих личностных особенностях. Не может дать оценку своим действиям в процессе обучения. |
Суждения, касающиеся особенностей своего характера, скудны. Часто оказывается не способен адекватно оценить успешность выполнения предлагаемых заданий. Демонстрирует завышенную/заниженную самооценку. |
Способен адекватно оценить успешность своих действий в процессе обучения, выносить суждения, касающиеся своих личностных особенностей. При этом имеет тенденцию к преувеличению своих реальных достоинств/недостатков. |
Суждения об особенностях своего поведения и характера глубоки и реалистичны. Оценка успешности выполнения предлагаемых заданий соответствует действительному положению дел. |
Уровень мотивации |
Поведение ситуативно. Отсутствует ориентация на цели, задаваемые рамками тренинга. |
Формально принимает цели, задаваемые рамками тренинга, не вникая в значение предлагаемых упражнений для достижения этих целей. |
Ориентирован на цели, задаваемые рамками тренинга. Осознает значение конкретных упражнений для их достижения. |
Ориентирован на цели, задаваемые рамками тренинга. Наделяет их личностным смыслом, преобразуя во внутренние стимулы для развития. Предлагаемые упражнения воспринимает с точки зрения конкретных задач, ведущих к достижению поставленных целей. |
Тематический план блока №3
Тема |
Цель |
Задачи |
Тема 1. Эмоциональная саморегуляция |
Развитие способности управлять своим эмоциональным состоянием. |
|
Тема 2. Конфликт |
Развитие навыка конструктивного решения конфликта. |
|
Тема 3. Планирование и целеполагание |
Формирование и развитие навыка планирования. |
|
Тема 4. Подведение итогов |
Анализ и обобщение полученного опыта, мотивация участников на его реализацию в повседневной жизни. |
|
Блок №4. Обобщающий блок
Цель блока
Повторение и обобщение предыдущей информации и полученных навыков для успешного включения их в производственную деятельность и социальную жизнь.
Ожидаемые результаты:
- соблюдает установленные правила и нормы, использует социальные ритуалы
- использует коммуникативные навыки в межличностном общении: умеет представить себя, рассказать о себе, ориентирован на конструктивное общение
- использует социально желаемое поведение, более уверенно применяет поведенческие паттерны во взаимодействии с другими
- пробует применять разнообразные способы коммуникации и поведения в межличностном взаимодействии.
Задачи блока
- Тренировка навыков использования социальных ритуалов, норм и правил
- Тренировка навыков самопрезентации
- Тренировка навыков поведения в различных социальных ситуациях и саморегуляции
- Подведение итогов обучающего курса
Критерии оценки:
- уровень поведенческой компетентности
- уровень коммуникативной компетентности
- уровень мотивации.
Критерии оценки блока №4
Ф.И.О. участника |
Критерии оценки |
||
Эмоциональная саморегуляция |
Адекватность самооценки |
Уровень мотивации |
|
Иванов И.И. |
0/1/2/3 |
0/1/2/3 |
0/1/2/3 |
Критерий |
Степень выраженности критерия |
|||
0 Не проявлен |
1 Низкая степень выраженности |
2 Средняя степень выраженности |
3 Высокая степень выраженности |
|
Уровень поведенческой компетентности |
Поведение не поддаётся сознательному контролю и коррекции, не соответствует выполнению тренинговых заданий. Часто не соответствуют ситуации обучения. Не соблюдаются установленные в группе правила и нормы поведения. |
Поведение не соответствует выполнению тренинговых упражнений, а также проявляются выраженные нарушения установленных в группе правил и норм поведения. |
Способен осознавать и контролировать поведенческие реакции, возникающие в процессе обучения, ориентируясь на групповые правила и нормы, а также предлагаемые учебные задачи. |
Осознает и успешно контролирует поведенческие реакции, возникающие в процессе обучения, ориентируясь на групповые правила и нормы, а также предлагаемые учебные задачи. |
Уровень коммуникативной компетентности |
Не способен вербально и невербально взаимодействовать с другими. |
Способности вербального и невербального взаимодействия скудны. |
Способен к вербальному и невербальному взаимодействию с другими. Может использовать стандартные правила и нормы коммуникации, использует ритуалы общения. |
Способен к вербальному и невербальному взаимодействию с другими. Может использовать разнообразные формы взаимодействия с другими в рамках установленных социальных правил и норм коммуникации,. |
Уровень мотивации |
Поведение ситуативно. Отсутствует ориентация на цели, задаваемые рамками тренинга. |
Формально принимает цели, задаваемые рамками тренинга, не вникая в значение предлагаемых упражнений для достижения этих целей. |
Ориентирован на цели, задаваемые рамками тренинга. Осознает значение конкретных упражнений для их достижения. |
Ориентирован на цели, задаваемые рамками тренинга. Наделяет их личностным смыслом, преобразуя во внутренние стимулы для развития. Предлагаемые упражнения воспринимает с точки зрения конкретных задач, ведущих к достижению поставленных целей. |
Тематический план блока №4
Тема |
Цель |
Задачи |
Тема 1. Социализация |
Развить навык соблюдения правил и использования социальных ритуалов |
|
Тема 2. Коммуникация |
Развить вербальное умение взаимодействовать с другими |
|
Тема 3. Поведение |
Развитие нормативных поведенческих паттернов в социуме |
|
Тема 4. Мотивация. Подведение итогов |
Ориентировать участников на практическое применение полученных навыков |
|