Оценка когнитивных функций
Цель отбора — трудоустроить инвалидов, которые могут и хотят работать. Процесс разбит на несколько этапов:
— Этап №0 исключает кандидатов с дезадаптивным поведением
— Этап №1 определяет, сможет ли кандидат адаптироваться к работе
— Этап №2 оценивает когнитивные и моторные функции кандидатов после Этапа №1
— Этап №3 (постотборочный) определяет личностные особенности и функциональное состояние кандидатов после Этапа №2
Задачи отбора по этапам
Что проверить |
Результат |
Этап №0 |
|
Наличие выраженного дезадаптивного поведения |
Исключить тех, кто явно не способен к трудовой деятельности |
Этап №1 |
|
Навыки коммуникации, взаимодействия и самопрезентации |
Исключить тех, кто испытывает ярко выраженные трудности в коммуникации и взаимодействии |
Выяснить профессиональный и учебный опыт, данные об общем здоровье |
Отсеять кандидатов с проблемами со здоровьем и низкой способностью к обучению |
Провести первичную классификацию кандидатов |
1. Лица с нарушениями интеллектуального функционирования 2. Лица без таких нарушений |
Этап №2 |
|
Провести тестирование когнитивных и моторных функций |
1. Исключить участников группы 2, которые не прошли тесты. 2. Перевести участников 1-й группы, которые не прошли тесты, во 2 группу |
Этап №3 |
|
Провести психологическое тестирование |
Определить эффективные программы социально-психологической поддержки |
Нулевой этап
Кандидаты принимают участие в ознакомительной беседе и получают общую информацию о предприятии.
Специалист, который проводит беседу, обращает внимание на:
- Способность к самостоятельному передвижению и общей координации (приехать, войти в комнату, сесть на предложенное место и т.д.);
- Выраженную дезадаптацию.
Результат этапа:
- принимаются кандидаты, способные к самообслуживанию, но не имеющие возможности трудоустроиться без помощи;
- исключаются кандидаты с серьезными нарушениями поведения, выраженной дезадаптацией, с прогрессирующим заболеванием.
Первый этап
Каждый кандидат проходит индивидуальное собеседование, в процессе которого происходит общий опрос по базовой анкете:
- Какими навыками обладаете?
- Какую профессию Вы бы хотели освоить? Почему Вам нравится эта профессия?
- Чем Вы любите заниматься?
- Какие Ваши черты характера Вам нравятся? Какие черты не нравятся?
- Как Вы себя сейчас чувствуете?
Полученные ответы позволяют распределить информацию по трем категориям:
- общие биографические данные: дата рождения, семейное положение, жилищные условия, группа инвалидности, диагноз, общее состояние здоровья;
- профессиональный опыт: образование, опыт работы, общий стаж работы, профессиональные навыки и предпочтения;
- общие психологические характеристики: коммуникативные особенности, мотивация к работе, интересы, самооценка.
Вопросы об общем состоянии здоровья позволяют делать прогнозы о степени утомляемости, возможности физических нагрузок, способности выдержать рабочую смену, риске производственных травм.
Навыки и интересы позволяют предположить, в какой области деятельности кандидат окажется наиболее успешным. К тому же, эти сведения меньше всего субъективны и предвзяты.
В процессе индивидуального собеседования специалисты производят оценку коммуникативных навыков, взаимодействия и самопрезентации кандидата.
Оценка производится в соответствии со следующими критериями (см. таблицу).
Оценочные критерии коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и самопрезентации
Балл |
Взаимодействие |
Словарный запас |
Беглость, спонтанность |
Произношение |
Самопредставление |
Excellent (5)
|
В дискуссиях высказывает идею, логично её аргументирует, понимает невербалику, выслушивает и понимает аргументы собеседника. |
Имеет хороший словарный запас на бытовые, общие и проф. темы, легко переключается с темы на тему. |
Легко выражает мысли. |
Правильное произношение и интонирование, не затрудняющее понимание речи. |
Хорошо понимает, зачем он здесь. Без усилий отвечает на вопросы. Подача структурирована, следует правилам проведения собеседования. Хороший глазной контакт. |
Very good (4) |
Может высказать идею. Испытывает незначительные затруднения в ее логическом обосновании, понимает невербалику, понимает аргументы собеседника. |
Имеет достаточный словарный запас, чтобы переключаться с темы на тему в беседе. |
Легко выражает свои мысли, но иногда задумывается в поисках подходящего слова, чтобы выразить то, что планировал. |
Произношение и интонирование слегка нарушены, но не затрудняют понимание. |
Хорошо понимает, зачем он здесь, без усилий отвечает на вопросы. Подача структурирована, следует правилам проведения собеседования. Хороший глазной контакт. Есть сложности в целеполагании. |
Good (3) |
Способен поддерживать беседу, но не высказывает собственных идей. Понимает невербалику, не слишком внимательно следит за аргументами собеседника |
Имеет достаточный словарный запас, чтобы поддерживать беседу на уровне, касающемся его |
Выражает свои мысли с замедлением, берет долгие паузы, демонстрирует смущение от этого |
Произношение и интонирование нарушены и слегка затрудняют понимание |
Подача в целом структурирована. Удерживает глазной контакт, но не совсем понимает, чего он хочет и что представляет из себя программа |
Satisfactory (2) |
Сложно поддерживает дискуссию и аргументацию идей. Понимание невербалики затруднено, не дослушивает до конца аргументы собеседника, перебивает или теряет интерес. |
Словарный запас ограничен. |
Говорит медленно, берет долгие паузы, но не демонстрирует смущение от этого. |
Произношение и интонирование нарушены, приходится переспрашивать и догадываться. |
Подача нарушена, глазной контакт слабый, целеполагание нарушено, слабо следует правилам прохождения собеседования. |
Poor (1) |
Имеет выраженные сложности в поддержании дискуссии и выражении своих мыслей. |
Словарный запас ограничен бытовыми темами. |
Говорит короткими простыми фразами |
Произношение и интонирование нарушены, приходится переспрашивать и догадываться. Не всегда повторяет. |
Не может представить себя, целеполагание нарушено, глазной контакт слабый. |
Inadequate (0) |
Не вовлекается в беседу. |
Минимальный словарный запас. |
Не может связно объясняться даже простыми фразами. |
Произношение и интонирование нарушены, что затрудняет понимание даже отдельных слов. |
Не понимает, почему он здесь оказался. |
Каждый кандидат может набрать от 0 до 20 баллов. Кандидат, набравший менее 5 баллов, исключается на этом этапе без дальнейшего тестирования.
Оценка физиологического состояния
На этом же этапе оценивается физиологическое состояние кандидатов:
Критерий |
Выраженность критерия в баллах |
|||
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Способность к передвижению |
||||
Способность к самообслуживанию |
||||
Способность видеть |
||||
Способность говорить |
||||
Способность слышать |
||||
Мелкая моторика рук |
||||
Способность владеть телом, координация движений |
||||
Утомляемость |
||||
Итого: |
Результат:
- Исключение лиц, испытывающих ярко выраженные трудности в коммуникации и взаимодействии
- Исключение лиц, имеющих выраженные проблемы со здоровьем
Второй этап
Оценка базовых и специальных знаний, мышления и стрессоустойчивости
Тестирование и оценка кандидатов с интеллектуальными нарушениями
Кандидатов тестируют по параметрам:
- способность видеть,
- способность слышать и говорить,
- мелкая моторика рук,
- способность усваивать вербальную информацию (следовать инструкции),
- способность воспроизводить усвоенную информацию,
- объем рабочей памяти,
- способность удерживать внимание,
- производительность,
- утомляемость,
- базовые навыки.
Оценка проводится на основании следующих тестов
Тест 1. Моделирование операций профессиональной деятельности (исследование мелкой моторики)
Цель: выявить физические возможности для выполнения соответствующих операций, наличие специальных умений, а также возможность формирования и закрепления профессиональных навыков. Комплексный анализ продуктов деятельности позволяет оценить моторные навыки кандидатов, склонности к тому или иному виду деятельности.
Задание |
Что нужно сделать |
Упражнение 1 «Ручка»: |
Выдаются шариковые ручки по количеству участников. Задача — как можно быстрее разобрать, а затем собрать их. |
Упражнение 2 «Ножницы»: |
Каждому участнику выдаются бумага, ножницы. Задача: разрезать лист на примерно равные три части. |
Тест 2. Исследование базовых школьных навыков
Цель: выявить сложности в чтении, счете, письме, без которых невозможно нормально работать на большинстве предприятий (тест предназначен, главным образом, для инвалидов с интеллектуальной инвалидностью).
Задание |
Что нужно сделать |
Упражнение 3 «Счет»: умение считать |
Отсчитать 2 стопки из комплекта по 23 карточки в каждой. |
Во время выполнения упражнений, комиссия оценивает продукт деятельности, физиологические и психологические характеристики кандидатов. По результатам, исключает часть кандидатов.
Тест 3. Исследование основных психических функций
Цель: выявить способность к концентрации, устойчивости, избирательности внимания, оценить состояние кратковременной памяти.
Оценка внимания (устойчивость, концентрация, избирательность)
Время проведения: 10-15 минут.
Корректурная проба Бурдона исследует концентрацию и устойчивость внимания. Инвалид получает специальные бланки с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Он просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает указанные в инструкции буквы или знаки. Через каждые 60 секунд отмечает вертикальной чертой, сколько знаков успел просмотреть.
Допускаются различные варианты: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.
Показатели |
Результаты |
Количество просмотренных за 5 мин. букв (N) |
Отсев при менее 1000 (средний человек читает 1500 знаков за 2 минуты) |
Количество правильно вычеркнутых букв (Σ ) |
Отсев при менее 60 |
Уровень концентрации внимания (К) |
Отсев при 3 и менее |
Оценка памяти. Метод 10 слов.
Время проведения: 5-7 минут.
Оценивает состояние кратковременной памяти: процесс запоминания и отсроченное воспроизведение (долговременная/оперативная память), которые могут быть снижены независимо друг от друга.
Инвалиду зачитываются 10 слов. Затем следует второе предъявление. Его просят повторить все слова, которые он запомнил. Через 3-5 минут вновь зачитывается тот же список. Просят повторить все запомненные слова.
Таблица 6. Результат исследования по методу 10 слов
Набор слов |
Порядок предъявления |
||
1 |
2 |
3 |
|
1 Дым |
|||
2 сон |
|||
3 шар |
|||
4 пух |
|||
5 звон |
|||
6 куст |
|||
7 час |
|||
8 лёд |
|||
9 ночь |
|||
10 пень |
|||
Общее количество воспроизведенных слов |
Отсев — воспроизведение 3 и менее слов.
На основании тестирования кандидат получает общую оценку способностей. Заключение о нетрудоспособности выносится в случае получения оценки «1» или ниже по трем критериям: «способность к передвижению», «мелкая моторика рук» и «способность к воспроизведению».
Результат:
- исключение части кандидатов, не прошедших тестирование на базовые школьные навыки, память, внимание;
- кандидаты, которые показали высокие баллы по всем тестам и не проявляют выраженного утомления, могут по желанию пройти тестирование для группы 1;
- успешные кандидаты переходят к Этапу №3 (постотборочному).
Общий результат второго этапа
- исключение кандидатов, не способных к обучению — они не смогут обучаться новым трудовым навыкам, усваивать инструкции и пр
- более точное распределение отобранных кандидатов по группам для повышения эффективности профессиональной ориентации и социально-психологической поддержки
Третий этап (постотборочный)
Отобранные кандидаты проходят психологическое тестирование — в зависимости от группы, в которую они попали. По результатам тестирования, они получают распределение на вакансии.
Также, тестирование выявляет психологические возможности и особенности кандидата, позволяет наметить план дальнейшего поиска работы и профориентации, подготовить программу психологической поддержки для решения проблем, мешающих трудоустройству.
Цели тестирования:
- Подобрать кандидатам наиболее подходящие вакансии через сравнение данных тестирования с требованиями профессий.
- Обезопасить работодателей от текучести кадров. Психологические тесты помогают отобрать людей, которые лучше всего подходят для выполнения работы.
- Помощь в работе с личностными проблемами. Успех в трудоустройстве очень часто зависит напрямую от самого человека.