Цель отбора — трудоустроить инвалидов, которые могут и хотят работать. Процесс разбит на несколько этапов:

— Этап №0 исключает кандидатов с дезадаптивным поведением

— Этап №1 определяет, сможет ли кандидат адаптироваться к работе

— Этап №2 оценивает когнитивные и моторные функции кандидатов после Этапа №1

— Этап №3 (постотборочный) определяет личностные особенности и функциональное состояние кандидатов после Этапа №2

Задачи отбора по этапам

Что проверить

Результат 

Этап №0

Наличие выраженного дезадаптивного поведения

Исключить тех, кто явно не способен к трудовой деятельности

Этап №1

Навыки коммуникации, взаимодействия и самопрезентации 

Исключить тех, кто испытывает ярко выраженные трудности в коммуникации и взаимодействии

Выяснить профессиональный и учебный опыт, данные об общем здоровье

Отсеять кандидатов с проблемами со здоровьем и низкой способностью к обучению

Провести первичную классификацию кандидатов 

1. Лица с нарушениями интеллектуального функционирования 

2. Лица без таких нарушений 

Этап №2

Провести тестирование когнитивных и моторных функций

1. Исключить участников группы 2, которые не прошли тесты.

2. Перевести участников 1-й группы, которые не прошли тесты, во 2 группу

Этап №3

Провести психологическое тестирование

Определить эффективные программы социально-психологической поддержки

 

Нулевой этап

Кандидаты принимают участие в ознакомительной беседе и получают общую информацию о предприятии. 

Специалист, который проводит беседу, обращает внимание на: 

  1. Способность к самостоятельному передвижению и общей координации (приехать, войти в комнату, сесть на предложенное место и т.д.);
  2. Выраженную дезадаптацию. 

Результат этапа: 

  • принимаются кандидаты, способные к самообслуживанию, но не имеющие возможности трудоустроиться без помощи; 
  • исключаются кандидаты с серьезными нарушениями поведения, выраженной дезадаптацией, с прогрессирующим заболеванием.

Первый этап

Каждый кандидат проходит индивидуальное собеседование, в процессе которого происходит общий опрос по базовой анкете:

  • Какими навыками обладаете? 
  • Какую профессию Вы бы хотели освоить? Почему Вам нравится эта профессия? 
  • Чем Вы любите заниматься? 
  • Какие Ваши черты характера Вам нравятся? Какие черты не нравятся? 
  • Как Вы себя сейчас чувствуете? 

Полученные ответы позволяют распределить информацию по трем категориям: 

  • общие биографические данные: дата рождения, семейное положение, жилищные условия, группа инвалидности, диагноз, общее состояние здоровья;
  • профессиональный опыт: образование, опыт работы, общий стаж работы, профессиональные навыки и предпочтения;
  • общие психологические характеристики: коммуникативные особенности, мотивация к работе, интересы, самооценка.

Вопросы об общем состоянии здоровья позволяют делать прогнозы о степени утомляемости, возможности физических нагрузок, способности выдержать рабочую смену, риске производственных травм. 

Навыки и интересы позволяют предположить, в какой области деятельности кандидат окажется наиболее успешным. К тому же, эти сведения меньше всего субъективны и предвзяты.

В процессе индивидуального собеседования специалисты производят оценку коммуникативных навыков, взаимодействия и самопрезентации кандидата.

Оценка производится в соответствии со следующими критериями (см. таблицу). 

Оценочные критерии коммуникативных навыков, навыков взаимодействия  и самопрезентации

Балл

Взаимодействие

Словарный запас 

Беглость, спонтанность

Произношение 

Самопредставление

 

Excellent

(5)

 

 

 

 

 

 

 

В дискуссиях высказывает идею, логично её аргументирует, понимает невербалику, выслушивает и понимает аргументы собеседника.

Имеет хороший словарный запас на бытовые, общие и проф. темы, легко переключается с темы на тему.

Легко выражает мысли. 

Правильное произношение и интонирование, не затрудняющее понимание речи.

Хорошо понимает, зачем он здесь. Без усилий отвечает на вопросы. Подача структурирована, следует правилам проведения собеседования. Хороший глазной контакт.

 

Very good

(4)

Может высказать идею. Испытывает незначительные затруднения в ее логическом обосновании, понимает невербалику, понимает аргументы собеседника. 

Имеет достаточный словарный запас, чтобы переключаться с темы на тему в беседе. 

Легко выражает свои мысли, но иногда задумывается в поисках подходящего слова, чтобы выразить то, что планировал. 

Произношение и интонирование слегка нарушены, но не затрудняют понимание. 

Хорошо понимает, зачем он здесь, без усилий отвечает на вопросы.

Подача структурирована, следует правилам проведения собеседования. Хороший глазной контакт. Есть сложности в целеполагании. 

 

Good

(3)

Способен поддерживать беседу, но не высказывает собственных идей. Понимает невербалику, не слишком внимательно следит за аргументами собеседника 

Имеет достаточный словарный запас, чтобы поддерживать беседу на уровне, касающемся его

Выражает свои мысли с замедлением, берет долгие паузы, демонстрирует смущение от этого 

Произношение и интонирование нарушены и слегка затрудняют понимание

Подача в целом структурирована. Удерживает глазной контакт, но не совсем понимает, чего он хочет и что представляет из себя программа

 

Satisfactory

(2)

Сложно поддерживает дискуссию и аргументацию идей. Понимание невербалики затруднено, не дослушивает до конца аргументы собеседника, перебивает или теряет интерес.

Словарный запас ограничен.

Говорит медленно, берет долгие паузы, но не демонстрирует смущение от этого.

Произношение и интонирование нарушены, приходится переспрашивать и догадываться. 

Подача нарушена, глазной контакт слабый, целеполагание нарушено, слабо следует правилам прохождения собеседования. 

 

Poor

(1)

Имеет выраженные сложности в поддержании дискуссии и выражении своих мыслей. 

Словарный запас ограничен бытовыми темами. 

Говорит короткими простыми фразами 

Произношение и интонирование нарушены, приходится переспрашивать и догадываться. Не всегда повторяет.

Не может представить себя, целеполагание нарушено, глазной контакт слабый. 

 

Inadequate

(0)

Не вовлекается в беседу. 

Минимальный словарный запас. 

Не может связно объясняться даже простыми фразами.

Произношение и интонирование нарушены, что затрудняет понимание даже отдельных слов.

Не понимает, почему он здесь оказался.

 

Каждый кандидат может набрать от 0 до 20 баллов. Кандидат, набравший менее 5 баллов, исключается на этом этапе без дальнейшего тестирования. 

 

Оценка физиологического состояния

На этом же этапе оценивается физиологическое состояние кандидатов:

Критерий

Выраженность критерия в баллах

0

1

2

3

Способность к передвижению

       

Способность к самообслуживанию

       

Способность видеть

       

Способность говорить

       

Способность слышать

       

Мелкая моторика рук 

       

Способность владеть телом, координация движений

       

Утомляемость 

       

Итого:

       

 

Результат: 

  1. Исключение лиц, испытывающих ярко выраженные трудности в коммуникации и взаимодействии
  2. Исключение лиц, имеющих выраженные проблемы со здоровьем

Второй этап

Оценка базовых и специальных знаний, мышления и стрессоустойчивости 

Тестирование и оценка кандидатов с интеллектуальными нарушениями 

Кандидатов тестируют по параметрам: 

  • способность видеть,
  • способность слышать и говорить,
  • мелкая моторика рук, 
  • способность усваивать вербальную информацию (следовать инструкции),
  • способность воспроизводить усвоенную информацию,
  • объем рабочей памяти, 
  • способность удерживать внимание,
  • производительность,
  • утомляемость,
  • базовые навыки. 

Оценка проводится на основании следующих тестов

Тест 1. Моделирование операций профессиональной деятельности (исследование мелкой моторики)

Цель: выявить физические возможности для выполнения соответствующих операций, наличие специальных умений, а также возможность формирования и закрепления профессиональных навыков. Комплексный анализ продуктов деятельности позволяет оценить моторные навыки кандидатов, склонности к тому или иному виду деятельности.

Задание 

Что нужно сделать

Упражнение 1 «Ручка»:
исследование мелкой моторики, содружество рук в действии

Выдаются шариковые ручки по количеству участников. 

Задача — как можно быстрее разобрать, а затем собрать их.

Упражнение 2 «Ножницы»:
исследование мелкой моторики, содружество рук в действии, соотношения размера

Каждому участнику выдаются бумага, ножницы. 

Задача: разрезать лист на примерно равные три части.

 

Тест 2. Исследование базовых школьных навыков

Цель: выявить сложности в чтении, счете, письме, без которых невозможно нормально работать на большинстве предприятий (тест предназначен, главным образом, для инвалидов с интеллектуальной инвалидностью)

Задание

Что нужно сделать

Упражнение 3 «Счет»

умение считать

Отсчитать 2 стопки из комплекта по 23 карточки в каждой. 

Во время выполнения упражнений, комиссия оценивает продукт деятельности, физиологические и психологические характеристики кандидатов. По результатам, исключает часть кандидатов.

Тест 3. Исследование основных психических функций     

Цель: выявить способность к концентрации, устойчивости, избирательности внимания, оценить состояние кратковременной памяти. 

Оценка внимания (устойчивость, концентрация, избирательность)

Время проведения: 10-15 минут. 

Корректурная проба Бурдона исследует концентрацию и устойчивость внимания. Инвалид получает специальные бланки с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Он просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает указанные в инструкции буквы или знаки. Через каждые 60 секунд отмечает вертикальной чертой, сколько знаков успел просмотреть. 

Допускаются различные варианты: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

Показатели

Результаты

Количество просмотренных за 5 мин. букв (N)

Отсев при менее 1000 (средний человек читает 1500 знаков за 2 минуты)

Количество правильно вычеркнутых букв (Σ )

Отсев при менее 60

Уровень концентрации внимания (К)

Отсев при 3 и менее

 

Оценка памяти. Метод 10 слов.

Время проведения: 5-7 минут.

Оценивает состояние кратковременной памяти: процесс запоминания и отсроченное воспроизведение (долговременная/оперативная память), которые могут быть снижены независимо друг от друга. 

Инвалиду зачитываются 10 слов. Затем следует второе предъявление. Его просят повторить все слова, которые он запомнил. Через 3-5 минут вновь зачитывается тот же список. Просят повторить все запомненные слова. 

Таблица 6. Результат исследования по методу 10 слов

Набор слов

Порядок предъявления

1

2

3

1 Дым

     

2 сон

     

3 шар

     

4 пух

     

5 звон

     

6 куст

     

7 час

     

8 лёд

     

9 ночь

     

10 пень

     

Общее количество

воспроизведенных слов

     

 

Отсев — воспроизведение 3 и менее слов.

На основании тестирования кандидат получает общую оценку способностей. Заключение о нетрудоспособности выносится в случае получения оценки «1» или ниже по трем критериям: «способность к передвижению», «мелкая моторика рук» и «способность к воспроизведению». 

Результат

  • исключение части кандидатов, не прошедших тестирование на базовые школьные навыки, память, внимание;
  • кандидаты, которые показали высокие баллы по всем тестам и не проявляют выраженного утомления, могут по желанию пройти тестирование для группы 1;
  • успешные кандидаты переходят к Этапу №3 (постотборочному).

Общий результат второго этапа 

  • исключение кандидатов, не способных к обучению — они не смогут обучаться новым трудовым навыкам, усваивать инструкции и пр
  • более точное распределение отобранных кандидатов по группам для повышения эффективности профессиональной ориентации и социально-психологической поддержки

Третий этап (постотборочный)

Отобранные кандидаты проходят психологическое тестирование — в зависимости от группы, в которую они попали. По результатам тестирования, они получают распределение на вакансии. 

Также, тестирование выявляет психологические возможности и особенности кандидата, позволяет наметить план дальнейшего поиска работы и профориентации, подготовить программу психологической поддержки для решения проблем, мешающих трудоустройству.

Цели тестирования: 

  1. Подобрать кандидатам наиболее подходящие вакансии через сравнение данных тестирования с требованиями профессий. 
  2. Обезопасить работодателей от текучести кадров. Психологические тесты помогают отобрать людей, которые лучше всего подходят для выполнения работы. 
  3. Помощь в работе с личностными проблемами. Успех в трудоустройстве очень часто зависит напрямую от самого человека.