Тренинги по трудоустройству

Программа тренингов по профессиональной ориентации инвалидов, помимо занятий с психологом, должна включать и занятия со специалистом по кадрам. 

Неумение презентовать себя, неадекватный уровень притязаний при выборе работы, непонимание конкурентной среды — многие инвалиды не понимают этого. Им необходимы тренинги со специалистом, который ответит на вопросы и объяснит, что такое «рынок труда»  и как, какими методами искать работу на свободном рынке труда.

О чем чаще всего спрашивают участники тренингов:

  • Как составлять резюме? 
  • Как завести разговор о повышении зарплаты?
  • Как объяснить, почему в стаже большой перерыв?
  • Как правильно себя презентовать?
  • Как справиться с волнением?
  • Какие документы можно использовать для подтверждения опыта работы, кроме трудовой?
  • Как претендовать на вакансии, которые чуть выше моего текущего уровня?
  • Нужно ли поднимать вопрос об инвалидности, если об этом на собеседовании не спрашивают? 
  • Можно ли эту информацию скрывать и не скажется ли это потом на мне?
  • Что может быть, если информация об инвалидности все же станет известна работодателю?
  • Как работать не по трудовой, но чтобы не остаться без зарплаты?
  • Стоит ли обсуждать с работодателем условия труда: график, рабочее место, перерывы и т.д. и как это делать правильно?

Актуальные проблемы людей с инвалидностью при трудоустройстве
 

Проблемы

Цель

Инструмент
достижения цели

Неадекватное восприятие своих сильных и слабых сторон, не осознают реальные результаты своего труда (производительность и качество) и мнение наставников о них

Формирование критичности мышления, адекватной оценки собственных личностных качеств и свойств

Работа с кадровиком: дискуссии, обсуждения вопроса эффективности в трудовой деятельности

Незнание конкурентной среды, иждивенческая установка, которая выражается в убеждениях «Мне все должны, потому что я — инвалид, и должны  радоваться, потому что я здесь работаю».

Формирование ответственности за собственное профессиональное развитие

Работа с кадровиком: дискуссии, обсуждения вопроса эффективности в трудовой деятельности

Отсутствие целей и желаний у инвалидов, низкий, либо неадекватный уровень притязаний, жизнь в фантазиях

Постановка профессиональных целей в зависимости от уровня возможностей и желаний индивида (выявление интересов, подавленных желаний и мечт, формирование адекватного уровня притязаний)

Профориентационные тренинги с психологом и специалистом по кадрам

Неумение составить резюме, неумение презентовать себя, незнание юридических и прочих нюансов, возникающих в процессе трудоустройства и поиска работы

Формирование навыка эффективной самопрезентации, написания резюме, информирование по юридическим вопросам

Проведение профориентационных тренингов с психологом и со специалистом по кадрам

Стереотипное отношение к себе «Я — инвалид, поэтому я не могу…», приписывание стереотипного отношения к инвалидам всем окружающим людям «Они думают, что я — …,поэтому меня не возьмут на работу и т.п.»

Формирование ответственности за собственную жизнь и развитие

Работа с кадровиком — дискуссии, обсуждения вопроса эффективности в трудовой деятельности

Сниженный уровень притязаний (с высшим образованием желание заниматься простым ручным трудом)

Повышение уровня притязаний

Дискуссии, обсуждения вопроса эффективности в трудовой деятельности

 

Цель занятий со специалистом по кадрам: встраивание эффективной модели поиска работы и прохождения собеседований (эффективная самопрезентация в трудовом взаимодействии).

Задачи:

  • Развитие мотивации на трудоустройство
  • Формирование реалистичного представления о процессе поиска работы 
  • Разработка резюме
  • Профессиональная ориентация: выбор сферы деятельности с учетом возможностей, способностей, образования, желаний практикантов и объективных факторов
  • Обучение техникам самопрезентации при личном и телефонном общении
  • Подготовка к общению с рекрутером  и работодателем, прохождению собеседования у работодателя

 

Тематическая направленность мероприятий

Занятие / неделя

Тема

Содержание

1

Мотивация на трудоустройство: прояснение и развитие

  1. Начало групповой работы
  • знакомство с участниками тренинга
  • выработка правил групповой работы
  1. Сбор ожиданий от предстоящего тренинга  
  2. Выявление индивидуальных факторов:
  • мотивирующих на трудоустройство
  • демотивирующих при поиске работы

4. Групповая работа на тему «Что я могу предложить на рынке труда»

  • определение своих сильных профессиональных сторон
  • выявление знаний, умений, навыков и способностей
  • предъявление себя на рынке труда — анализ востребованности

Домашнее задание: написать краткое эссе на тему «Мой опыт в поиске работы»

2

Формирование реалистичного представления о процессе поиска работы

1. Обсуждение домашнего задания. Выявление и разбор основных ошибок в процессе поиска работы;

2. Тактика и стратегия в поиске работы: адекватность, реалистичность, нацеленность на результат. 

3. Групповая дискуссия на тему «Этапы поиска работы».

4. Составление пошагового плана по организации процесса трудоустройства. Разбор и определение последовательности этапов. 

Домашнее задание: подготовить список источников информации о вакансиях которые участники уже использовали в своих поисках работы.

3

Источники для поиска работы. Правила и особенности работы с ними.

  1. Обсуждение результатов домашней работы участников, формирование общего списка источников информации о вакансиях.
  2. Рассмотрение всех доступных источников для поиска работы: интернет-ресурсы, печатные издания, специализированные площадки, кадровые агентства, центры занятости, друзья и знакомые. Обзор их особенностей. 
  3. Основные аспекты работы с источниками:
  • секреты и правила продвижения себя на этапе ресечинга
  • обсуждение самых частых ошибок и способов их преодоления

4. Анализ реальных вакансий на рынке труда.

5. Обучение поиску вакансий в интернете.

Домашнее задание: выбрать 2-3 понравившиеся вакансии из любого источника, принести подробную информацию о выбранных вакансиях.

4

Основные инструменты успешного поиска работы

 

Разработка резюме

  1. Сбор домашних заданий. Обсуждение проделанной работы.
  2. Групповая работа на тему «Где я могу искать работу»
  3. Лекционная часть:
  • резюме: виды, правила составления, основные параметры
  • отклики на вакансии: соотношение личного опыта, навыков и умений с требованиями работодателя 
  • сопроводительные письма
  • страницы в социальных сетях, как дополнительный инструмент позиционирования себя на рынке труда

4. Практическая часть — составление резюме:

  • структура документа
  • разбор разделов резюме
  • культура оформления резюме 
  • написание и разбор пробного резюме 

Домашнее задание: подготовить шаблонный вариант резюме.

5

Продолжение работы по разработке резюме.

Подготовка к размещению резюме в открытых источниках

  1. Обсуждение и корректировка резюме, подготовленных дома.
  2. Процесс размещения резюме на работных сайтах.
  3. Рассылка резюме компаниям-работодателям: 
  • правила отправки
  • сопроводительные письма

4. Рассмотрение особенностей составления резюме под определенную вакансию (в качестве дидактического материала используются результаты домашнего задания из занятия 3). 

Домашнее задание: сформировать резюме, разместить его на сайтах по поиску работы, выслать ссылки на резюме тренеру.

6

Подготовка к общению с рекрутером и работодателем

 

Телефонное интервью

  1. Обсуждение обратной связи тренера на резюме участников, полученные по электронной почте:
  • корректировка данных
  • ответы на вопросы участников — все ли понятно по предыдущему блоку

2. Групповое упражнение «Телефонный разговор»

3. Групповая дискуссия для определения успешных параметров и ошибок общения по телефону с представителем компании. 

4. Лекционная часть на тему «Общение с представителем компании по телефону»

  • структура разговора
  • особенности и правила общения с представителем компании при первоначальном контакте
  • самые распространенные ошибки и как их избежать
  • общие правила телефонной самопрезентации

5.  Разбор целей и задач сторон в зависимости от того, кто инициирует первый телефонный разговор.  Разбор двух сценариев разговора:

  • звонок по инициативе соискателя
  • звонок инициированный рекрутером

Домашнее задание: позвонить в компанию по выбранной вакансии из печатного источника, провести беседу с представителем компании.

7

Собеседование. Подготовка и прохождение.

  1. Обсуждение результатов домашнего задания.
  2. Лекционная часть: 
  • виды собеседований
  • структура беседы
  • правила успешного прохождения основного этапа отбора

3. Подготовка соискателя к очной встрече: 

  • психологические аспекты и личностные особенности
  • внешний вид - провальные ошибки и как их избежать
  • пунктуальность
  • правила поведения при знакомстве
  • самые часто задаваемые вопросы и варианты конструктивных ответов
  • предварительное ознакомление с информацией об организации

4. Цели и задачи участников собеседования.

Домашнее задание: прийти на следующее занятие внешне подготовленными к собеседованию с учетом всех параметров, которые были оговорены на занятии.

8

Собеседование — этап самопрезентации

  1. Обсуждение результатов домашнего задания.
  2. Лекционная часть:
  • структура и особенности самопрезентации
  • самые распространенные ошибки на этом этапе и как их избежать
  • основные инструменты в презентации себя и своих сильных сторон
  • техника «5 этапов эффективной самопрезентации»
  • типичные вопросы
  • трудные вопросы — конструктивные ответы

3. Рассмотрение обязательных «правильных» вопросов соискателя.

4. Групповая работа — подготовка и тренировка навыка подачи себя.

Домашнее задание: принести на следующее занятие документы по списку тренера.

9

Оформление в компанию

  1. Обсуждение результатов домашнего задания.
  2. Предложение о работе — список вопросов для уточнения.
  3. Подготовка к оформлению:
  • пакет документов
  • дресс-код
  • корпоративная культура и правила поведения

3. Основные аспекты взаимодействия с отделами подбора и КДП.

4. Первый день в компании — о чем надо знать и чего следует избегать.

10

Первые шаги в компании

  1. Групповая дискуссия на тему «Как я представляю свой первый рабочий день в компании»
  2. Лекционная часть:
  • ошибки в начале пути — чего следует избегать, чтобы работа в компании не закончилась в первые дни
  • особенности адаптационного периода в новой профессиональной и социальной среде  
  • знакомство с коллегами — правила поведения и личностного взаимодействия в офисе

Домашнее задание: подготовить список вопросов для финального тренингового дня.

11

Испытательный срок

 

Подведение итогов

  1. Испытательный срок
  • на что стоит обращать внимание 
  • анализ ожиданий потенциального руководителя от нового работника
  • как правильно инициировать получение обратной связи о качестве своей работы и для чего это необходимо 
  • отношение к критике — провал или зона роста

2. Отработка первых рабочих бесед с непосредственным руководителем: 

  • уточнение зоны ответственности в рамках ДИ
  • как будет оцениваться работа

Обсуждение проб и ошибок. Разбор возникающих трудностей. Ответы на вопросы участников.

Мотивирующие примеры. 

 

Ожидаемые результаты занятий

  • Практикант умеет грамотно составить резюме, знает правила рассылки
  • Умеет презентовать себя при личном и телефонном общении
  • Практикант осознает свои возможности и ограничения, выбирает для себя адекватную сферу деятельности