Обучение навыкам трудоустройства
Тренинги по трудоустройству
Программа тренингов по профессиональной ориентации инвалидов, помимо занятий с психологом, должна включать и занятия со специалистом по кадрам.
Неумение презентовать себя, неадекватный уровень притязаний при выборе работы, непонимание конкурентной среды — многие инвалиды не понимают этого. Им необходимы тренинги со специалистом, который ответит на вопросы и объяснит, что такое «рынок труда» и как, какими методами искать работу на свободном рынке труда.
О чем чаще всего спрашивают участники тренингов:
- Как составлять резюме?
- Как завести разговор о повышении зарплаты?
- Как объяснить, почему в стаже большой перерыв?
- Как правильно себя презентовать?
- Как справиться с волнением?
- Какие документы можно использовать для подтверждения опыта работы, кроме трудовой?
- Как претендовать на вакансии, которые чуть выше моего текущего уровня?
- Нужно ли поднимать вопрос об инвалидности, если об этом на собеседовании не спрашивают?
- Можно ли эту информацию скрывать и не скажется ли это потом на мне?
- Что может быть, если информация об инвалидности все же станет известна работодателю?
- Как работать не по трудовой, но чтобы не остаться без зарплаты?
- Стоит ли обсуждать с работодателем условия труда: график, рабочее место, перерывы и т.д. и как это делать правильно?
Актуальные проблемы людей с инвалидностью при трудоустройстве
Проблемы |
Цель |
Инструмент |
Неадекватное восприятие своих сильных и слабых сторон, не осознают реальные результаты своего труда (производительность и качество) и мнение наставников о них |
Формирование критичности мышления, адекватной оценки собственных личностных качеств и свойств |
Работа с кадровиком: дискуссии, обсуждения вопроса эффективности в трудовой деятельности |
Незнание конкурентной среды, иждивенческая установка, которая выражается в убеждениях «Мне все должны, потому что я — инвалид, и должны радоваться, потому что я здесь работаю». |
Формирование ответственности за собственное профессиональное развитие |
Работа с кадровиком: дискуссии, обсуждения вопроса эффективности в трудовой деятельности |
Отсутствие целей и желаний у инвалидов, низкий, либо неадекватный уровень притязаний, жизнь в фантазиях |
Постановка профессиональных целей в зависимости от уровня возможностей и желаний индивида (выявление интересов, подавленных желаний и мечт, формирование адекватного уровня притязаний) |
Профориентационные тренинги с психологом и специалистом по кадрам |
Неумение составить резюме, неумение презентовать себя, незнание юридических и прочих нюансов, возникающих в процессе трудоустройства и поиска работы |
Формирование навыка эффективной самопрезентации, написания резюме, информирование по юридическим вопросам |
Проведение профориентационных тренингов с психологом и со специалистом по кадрам |
Стереотипное отношение к себе «Я — инвалид, поэтому я не могу…», приписывание стереотипного отношения к инвалидам всем окружающим людям «Они думают, что я — …,поэтому меня не возьмут на работу и т.п.» |
Формирование ответственности за собственную жизнь и развитие |
Работа с кадровиком — дискуссии, обсуждения вопроса эффективности в трудовой деятельности |
Сниженный уровень притязаний (с высшим образованием желание заниматься простым ручным трудом) |
Повышение уровня притязаний |
Дискуссии, обсуждения вопроса эффективности в трудовой деятельности |
Цель занятий со специалистом по кадрам: встраивание эффективной модели поиска работы и прохождения собеседований (эффективная самопрезентация в трудовом взаимодействии).
Задачи:
- Развитие мотивации на трудоустройство
- Формирование реалистичного представления о процессе поиска работы
- Разработка резюме
- Профессиональная ориентация: выбор сферы деятельности с учетом возможностей, способностей, образования, желаний практикантов и объективных факторов
- Обучение техникам самопрезентации при личном и телефонном общении
- Подготовка к общению с рекрутером и работодателем, прохождению собеседования у работодателя
Тематическая направленность мероприятий
Занятие / неделя |
Тема |
Содержание |
1 |
Мотивация на трудоустройство: прояснение и развитие |
4. Групповая работа на тему «Что я могу предложить на рынке труда»
Домашнее задание: написать краткое эссе на тему «Мой опыт в поиске работы» |
2 |
Формирование реалистичного представления о процессе поиска работы |
1. Обсуждение домашнего задания. Выявление и разбор основных ошибок в процессе поиска работы; 2. Тактика и стратегия в поиске работы: адекватность, реалистичность, нацеленность на результат. 3. Групповая дискуссия на тему «Этапы поиска работы». 4. Составление пошагового плана по организации процесса трудоустройства. Разбор и определение последовательности этапов. Домашнее задание: подготовить список источников информации о вакансиях которые участники уже использовали в своих поисках работы. |
3 |
Источники для поиска работы. Правила и особенности работы с ними. |
4. Анализ реальных вакансий на рынке труда. 5. Обучение поиску вакансий в интернете. Домашнее задание: выбрать 2-3 понравившиеся вакансии из любого источника, принести подробную информацию о выбранных вакансиях. |
4 |
Основные инструменты успешного поиска работы
Разработка резюме |
4. Практическая часть — составление резюме:
Домашнее задание: подготовить шаблонный вариант резюме. |
5 |
Продолжение работы по разработке резюме. Подготовка к размещению резюме в открытых источниках |
4. Рассмотрение особенностей составления резюме под определенную вакансию (в качестве дидактического материала используются результаты домашнего задания из занятия 3). Домашнее задание: сформировать резюме, разместить его на сайтах по поиску работы, выслать ссылки на резюме тренеру. |
6 |
Подготовка к общению с рекрутером и работодателем
Телефонное интервью |
2. Групповое упражнение «Телефонный разговор» 3. Групповая дискуссия для определения успешных параметров и ошибок общения по телефону с представителем компании. 4. Лекционная часть на тему «Общение с представителем компании по телефону»
5. Разбор целей и задач сторон в зависимости от того, кто инициирует первый телефонный разговор. Разбор двух сценариев разговора:
Домашнее задание: позвонить в компанию по выбранной вакансии из печатного источника, провести беседу с представителем компании. |
7 |
Собеседование. Подготовка и прохождение. |
3. Подготовка соискателя к очной встрече:
4. Цели и задачи участников собеседования. Домашнее задание: прийти на следующее занятие внешне подготовленными к собеседованию с учетом всех параметров, которые были оговорены на занятии. |
8 |
Собеседование — этап самопрезентации |
3. Рассмотрение обязательных «правильных» вопросов соискателя. 4. Групповая работа — подготовка и тренировка навыка подачи себя. Домашнее задание: принести на следующее занятие документы по списку тренера. |
9 |
Оформление в компанию |
3. Основные аспекты взаимодействия с отделами подбора и КДП. 4. Первый день в компании — о чем надо знать и чего следует избегать. |
10 |
Первые шаги в компании |
Домашнее задание: подготовить список вопросов для финального тренингового дня. |
11 |
Испытательный срок
Подведение итогов |
2. Отработка первых рабочих бесед с непосредственным руководителем:
Обсуждение проб и ошибок. Разбор возникающих трудностей. Ответы на вопросы участников. Мотивирующие примеры. |
Ожидаемые результаты занятий
- Практикант умеет грамотно составить резюме, знает правила рассылки
- Умеет презентовать себя при личном и телефонном общении
- Практикант осознает свои возможности и ограничения, выбирает для себя адекватную сферу деятельности