Обучение трудовым навыкам / стажировки в инклюзии
Участники программы проходят профессиональную подготовку и посещают тренинги.
Цикл профориентации и обучения по одной вакансии (на одном предприятии) длится 2 месяца. За один цикл каждый практикант приобретает профессиональные навыки не менее чем по 4 вакансиям.
Организация профессиональной подготовки на предприятиях
ЭТАП №1
На предприятиях подготавливаются рабочие места, где проходят профессиональную подготовку лица с инвалидностью.
ЭТАП №2
Предприятия-партнеры разрабатывают программу проф.подготовки и обязательно согласовывают её с организатором мероприятий по профориентации инвалидов в городе.
Программа состоит из этапов-модулей, в рамках которых практиканты знакомятся со стандартами трудовых и социальных навыков для работы на предприятиях.
Модули №№1-2 — адаптация к социо-профессиональной деятельности
Модуль 1. Знакомство с техникой безопасности и охраной труда согласно правилам внутреннего распорядка на предприятии
- Вводный инструктаж
- Знакомство с должностной инструкцией
- Инструктаж по технике безопасности:
- на рабочем месте
- при использовании инструментов
- при использовании подручных материалов и химикатов
- при погрузочно-разгрузочных и упаковочных работах
- при перемещении по цехам и территории предприятия
- Инструктаж по правилам пожарной безопасности
- Инструктаж по охране труда на предприятии:
- инструктаж по охране труда по конкретной специальности
- инструктаж по охране труда при перемещении по предприятию и территории
- Инструктаж по электробезопасности
Модуль 2. Знакомство со стандартами предприятий
- Стандарт внешнего вида, стандарт рабочей одежды
- Правила санитарии и гигиены
- Стандарт содержания в порядке рабочего места
- Правила поведения на рабочем месте
- Правила устного общения, речевые модули и ситуации
- Правила взаимодействия с сотрудниками по горизонтали и вертикали иерархической структуры
- Стандарт процедуры взаимодействия с другими службами предприятия
- Правила внутреннего трудового распорядка
Модули №1 и №2 дают практикантам понятия о профессиональной сознательности, организационной культуре предприятия, гигиене, подобающем внешнем виде, соблюдении техники безопасности.
Модули №№3-6 — адаптация практикантов к профессиональной среде
Модуль 3. Ознакомление с функциональными обязанностями работника (список рабочих функций).
Модуль 4. Знакомство с оборудованием
- Название инструментов/приборов/устройств
- Знакомство с их назначением и применением
- Приобретение навыков пользования: ножницы, спицы, иголки, ручные станочки, бытовые приборы, складское оборудование, ПК, сканер, телефон/факс и т.д.
- Обучение эксплуатации и обслуживанию рабочих технических средств и рабочих мест
Модуль 5. Знакомство с продукцией, в изготовлении которой участвует практикант
- Виды продукции, ее применение
- Знакомство с материалами, из которых она изготавливается (бумага, ткань, кожа, пластмасса, дерево…)
- Изучение подручных материалов, которые используются при ее изготовлении, приобретение навыков пользования ими (скотч, клей, кисти, краски, нитки, пленка…)
Модуль 5А. Знакомство с услугами, которые оказываются в рамках специальности
- Виды услуг, их назначение (гостиничные, библиотечные, косметические и др. услуги)
- Знакомство с материалами, которые используются при их оказании (бытовая химия, бумажная продукция, лаки, краски, косметика, парфюмерия и др.)
- Навыки работы с клиентом, порядок обслуживания клиента и ведения документации
Модуль 6. Освоение профессиональных навыков по специальности
Практиканты усваивают, из каких этапов состоит работа, как и в какой последовательности выполняются эти этапы, какие требования предъявляются к человеку, чтобы выполнить работу (например, знание инструментов и умение ими пользоваться, какие условия необходимы для выполнения каждого этапа работы).
ЭТАП №3
Предприятия-партнеры назначают наставников из числа своих сотрудников. В их задачу входит подготовка практикантов по профессии.
ЭТАП №4
Организатор профподготовки выделяет из числа своих сотрудников менеджеров трудового сопровождения. В их функции входит:
- выявление проблем при прохождении профподготовки на предприятиях, информирование о них организатора
- контроль над прохождением профессиональной подготовки
- помощь в налаживании взаимодействия между практикантами и наставниками
- мониторинг процесса профессиональной социализации практикантов
- проведение еженедельных опросов наставников касательно профессиональной подготовки практикантов. Наставники оценивают динамику развития социальных и профессиональных навыков практикантов и их способность к выполнению данной деятельности. Менеджеры дают наставникам критерии, на основании которых они еженедельно начисляют баллы каждому практиканту.