Оценка соответствия возможностей практиканта требованиям к выполнению трудовых операций
Оценка трудовых навыков и психофизиологических возможностей практикантов
Профессиональная адаптация на каждом предприятии оценивается по шкале от 0 до 3 баллов. Критерием отсева является получение оценки 1 и ниже по хотя бы одному из следующих критериев:
- отношение к работе
- способность усваивать вербальную информацию
- способность учиться
Если кандидат пренебрежительно относится к труду или не способен учиться и усваивать вербальную информацию, делается вывод о его непригодности к трудовой деятельности, поскольку именно эти критерии являются основополагающими в профессиональном становлении.
Наставники и менеджеры сопровождения проводят анализ профессиональной адаптации по каждой из специальностей, приобретаемых практикантами.
1. Производительность труда
Мера результативности труда. Измеряется количеством продукции, выпущенной в единицу времени.
0 — Низкая производительность труда. Нарушение хода выполнения работ.
1 — Невысокая производительность труда, не вызывающая нарушений в ходе выполнения работ.
2 — Производительность труда средняя.
3 — Производительность труда выше среднего.
2. Отношение к работе (мотивация)
Желание и интерес выполнять данную работу
0 — Не заинтересован в работе, не желает выполнять требования наставника.
1 — Не очень заинтересован в работе. Выполняет свою работу с усилием, «из-под палки».
2 — Склонен в большей степени проявлять интерес к выполняемой работе.
3 — К процессу труда относится с интересом, внимательно слушает наставника. С удовольствием выполняет работу.
3. Качество работы
Соответствие выполненной работы эталону, нормативу
0 — Низкое качество работы, очень много ошибок в выполнении.
1 — Невысокое качество работы.
2 — Качество работы выше среднего.
3 — Высокое качество работы, не допускает (или практически) ошибок.
4. Мелкая моторика рук
Совокупность скоординированных действий, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук
0 — Неразвитая мелкая моторика, неразвитый хватательный рефлекс, неспособность совершать мелкие движения. Нарушение хода выполнения работ.
1 — Неразвитая мелкая моторика, замедляющая ход выполнения работ.
2 — Возможность совершать мелкие движения руками, затрачивая определенные усилия и время.
3 — Развитая мелкая моторика, развитый хватательный рефлекс, возможность совершать мелкие частые движения руками.
5. Способность понимать вербальную информацию
Способность понимать и анализировать поступающую информацию в речевой форме от других людей в процессе общения, выполнения задачи
0 — Не понимает и не усваивает вербальную информацию
1 — Понимает и усваивает вербальную информацию с 3-4 объяснения
2 — Понимает и усваивает вербальную информацию со 2 объяснения
3 — Понимает и усваивает вербальную информацию, словесные инструкции мгновенно
6. Концентрация внимания
0 — Не способен к концентрации, расфокусированное внимание, постоянно отвлекается, нарушая ход выполнения работ
1 — Концентрация внимания снижена, замедление хода выполнения работ.
2 — Концентрация внимания в норме, случаются отвлечения от выполняемой работы.
3 — Хорошо концентрируется на задаче, не отвлекается в течение длительного времени.
7. Запоминание информации
0 — Не запоминает информацию, низкий объем памяти
1 — Запоминает необходимую информацию с трудом, с 3-4 объяснения
2 — Запоминает необходимую информацию со 2 объяснения в полном или частичном объеме
3 — Хорошо запоминает основную необходимую информацию с первого объяснения
8. Утомляемость
Временное снижение функциональных возможностей организма под влиянием интенсивной или длительной работы, проявляющееся ухудшением количественных и качественных показателей этой работы (снижением работоспособности), и обычно сопровождающееся ощущением усталости.
0 — Высокая степень утомляемости, нарушающая ход выполнения работ
1 — Наличие утомляемости и снижения производительности труда спустя небольшие промежутки времени, замедление хода выполнения работ
2 — Средняя степень утомляемости, способность работать долгое время, но со снижением производительности труда
3 — Низкая степень утомляемости, способность работать долгое время, не испытывая усталости
Оценка соответствия возможностей практиканта требованиям к выполнению трудовых операций
Что делает наставник?
- Отслеживает освоение трудовых операций практикантами, дает еженедельный отчет менеджеру о степени освоения определенных операций.
- Выделяет основные требования к трудовым операциям, которым практикант должен соответствовать, чтобы выполнять данную работу
- Выставляет общую оценку по каждой трудовой операции, освоенной практикантом, а также оценивает, соответствует ли подопечный тому или иному требованию к данной конкретной операции.
Как выставляются баллы:
0 — не владеет операцией / не соответствует требованию к операции
1 — выполняет операцию с большим количеством ошибок/ соответствует требованию в малой степени
2 — выполняет операцию хорошо, случаются ошибки/ соответствует требованию в средней степени
3 — полностью владеет операцией/ полностью соответствует требованию.
Окончательная оценка после прохождения практики на каждом предприятии представляет среднее арифметическое и позволяет впоследствии оценить скорость и эффективность социальной адаптации кандидата. Критерием отсева является получение оценки 1 и ниже по критерию «трудовая дисциплина». В случае грубого и регулярного нарушения трудовой дисциплины можно сделать вывод о низкой мотивации кандидата к труду и пренебрежении деятельностью.
Оценка производится с целью выявления прогресса в развитии каждого практиканта. Прогресс или его отсутствие должны быть отражены в оценочных бланках.
Бланк оценки социальных и трудовых навыков практикантов на предприятии
Предприятие________________________________________________________________________________________________________
Специальность______________________________________________________________________________________________________
Дата_______________________________________________________________________________________________________________
ФИО практиканта |
Критерии для оценки |
|||||||||||
Производительность труда |
Отношение к работе |
Качество работы |
Способн. усваивать вербальную инф-цию |
Концентрация внимания |
Запоминание инф-ции |
Мелкая моторика рук |
Утомляемость |
Труд. дисциплина |
Коммуникативные навыки (общение) |
Культура поведения на производстве |
Работа в команде |
|
1 — Критерий выражен на низком уровне
2 — Критерий выражен на слабом уровне
3 — Критерий выражен на хорошем уровне
4 — Критерий выражен в высокой степени
Бланк оценки соответствия возможностей практиканта требованиям к выполнению трудовых операций на предприятии
Предприятие ______________________________
Специальность ___________________________
Дата _______________________
Особые условия производства (шум, запахи, освещенность) ____________________________________________________________
Основные трудовые операции |
Требования к основным трудовым операциям |
ФИО практиканта |
||||||||||||
выполнение труд. операции |
соответствие требованию к операции |
выполнение труд. операции |
соответствие требованию к операции |
выполнение труд. операции |
соответствие требованию к операции |
выполнение труд. операции |
соответствие требованию к операции |
выполнение труд. операции |
соответствие требованию к операции |
выполнение труд. операции |
оответствие требованию к операции |
|||
- Не владеет операцией/ Не соответствует требованию к операции
- Выполняет операцию с большим количеством ошибок/ соответствует требованию в малой степени
- Выполняет операцию хорошо, случаются ошибки/ соответствует требованию в средней степени
- Полностью владеет операцией/ полностью соответствует требованиям
Проверочное тестирование на знание критериев оценки
- Работник каждый день опаздывает на 20 минут без объяснения причины, какую оценку по трудовой дисциплине ему стоит поставить? (1)
- Практикант регулярно ведет себя неряшливо на своем рабочем месте: оставляет крошки после приема пищи, не убирает за собой и пр. Какой это критерий оценки, и какой балл по нему он заслуживает? (культура поведения на производстве — 1)
- Большую часть рабочего времени практикант занят играми в собственном телефоне, о нарушении какого (-их) критерия (-ев) можно говорить? (трудовая дисциплина — 1, отношение к работе — 0 или 1, в зависимости от выполнения трудовых обязанностей)
- Работник активно общается в коллективе, но часто нарушая границы других людей, бывает излишне навязчив, значительно отвлекает от работы, проявляет излишнюю эмоциональность. Какой балл по командной работе стоит ему поставить? (1)
- Практикант из 4 часов рабочего времени работает в общей сложности один час, остальное время — отвлекается на телефон, ходит, ест и пр. О чем это может свидетельствовать (назовите причины)? (низкая мотивация к труду, высокая утомляемость, низкая концентрация внимания, халатное отношение к своим трудовым обязанностям, нечеткое понимание объема своих трудовых обязанностей)
- Производительность практиканта (количество выполненной работы в единицу времени) значительно ниже, чем у среднестатистического новичка — сотрудника, какой балл по производительности труда вы бы ему поставили? (1)
- Практикант, изредка может опоздать на работу или иногда отпрашивается.
Оцените трудовую дисциплину (2).
- Практикант работает хорошо, но:
— к концу смены производительность падает (2);
— начинает хорошо, но через час производительность снижается, надо отдохнуть (1).
- Практикант в целом нормально общается, но с некоторыми коллегами конфликтует.
Какие критерии рассматриваете и на сколько оцениваете (коммуникативные — 2)
- Практикант работает нормально, но не обращает внимания на коллег (работа в команде — 1)
- Практикант работает хорошо и старается, но медленно, явно не может выполнить план (производительность — 1, отношение к работе — 3)
- Практикант не сразу воспринимает ваше объяснение, приходится повторить (усвоение — 2).
- Вы объясняете и показываете практиканту, как выполнять данную работу, но он делает неправильно. Снова все показываете, опять делает не так, как вы объяснили. Начинаете сначала. И так несколько раз. Какие критерии применить и какова оценка? (способность к пониманию, концентрация внимания, запоминание информации — 1)
Таким образом, в ходе мониторинга процесса профессиональной подготовки менеджеры сопровождения собирают информацию и оценивают:
- Уровень выполнения работы практикантом на каждом профессиональном этапе, опрашивая наставников;
- Возможности практикантов, способствующие/препятствующие их трудоустройству на рынке труда по показателям следующих качеств и возможностей практикантов, определяющих характер работы на свободном рынке труда:
- способность общаться;
- восприятие, запоминание и воспроизведение получаемой информации;
- длительность выполнения рабочего процесса (утомляемость);
- аккуратность:
- скорость работы (производительность);
- возможность работы «на ногах», требующей частого перемещения;
- мелкая моторика;
- характер труда: монотонный или разнообразный, ручной или интеллектуальный.
Кроме того, менеджеры сопровождения активно взаимодействуют с трудовыми наставниками, помогая им адаптироваться к работе с инвалидами и объективно оценивать работу инвалидов.