Организация профессиональной подготовки инвалидов на предприятиях, работа с представителем на предприятии
На предприятии, трудовых наставников с психологическими особенностями людей с инвалидностью знакомят менеджеры трудового сопровождения.
Психологические особенности разных категорий инвалидов
Какими бывают инвалиды (основные группы):
- слабослышащие
- слабовидящие
- с физическими недостатками (поражение опорно-двигательного аппарата)
- умственно-отсталые
- с серьезными эмоциональными нарушениями (шизофрения)
- или нарушениями со стороны внутренних органов (легких, сердца и т.д.)
Люди с нарушениями слуха
Бывают:
- Люди с полным отсутствием слуха:
- вообще не владеют речью (глухие по рождению или потерявшие слух до формирования речи)
- потеряли слух, когда речь была сформирована
- Слабослышащие. У них частичная слуховая недостаточность, им сложно воспринимать и понимать тихую речь.
У таких людей доминирует зрительное восприятие, а процесс запоминания опирается на зрительные образы. В восприятии и запоминании значительную роль играют двигательные, вибрационные и осязательные ощущения. Запоминание речевого материала и его воспроизведение нарушены. Страдает письменная речь, что проявляется в форме дисграфий и аграмматизмов.
Они не могут слышать человека, не глядя на него, что мешает спонтанному усвоению социального опыта, вызывает трудности общения и замкнутость. Артикуляционное «считывание» речи также затруднено, поскольку не все звуки отчетливо произносятся (например, б и п «видятся» одинаково, а г и к вообще «не видны»).
При подборе вакансий, необходимо помнить, что нарушения функций слухового и вестибулярного анализаторов приводят к снижению чувства пространственной ориентировки.
Рекомендации для менеджеров трудового сопровождения:
- делайте паузы
- говорите медленно, глядя в лицо собеседнику с нарушением слуха
- при необходимости повторяйте фразы, выстраивая слова в том же порядке
- не показывайте раздражения, вызванного непониманием речи
- старайтесь чаще использовать текстовые сообщения
Люди с нарушениями зрения
Зрение предоставляет львиную часть информации о внешнем мире. Нарушения зрения ведут к нарушениям непроизвольного и произвольного внимания. Его объем снижается, внимание становится хаотичным. Нарушения внимания приводят либо к нецеленаправленному переходу от одного вида деятельности к другому, либо к заторможенности, инертности и затрудненности в переключении внимания.
Страдает память. Усвоенный материал быстро забывается, что связано не столько с недостаточностью повторений, сколько с недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий — инвалиды по зрению могут составлять об объектах только вербальное представление.
Усиливается роль звуковой, в частности, вербально-логической памяти. И если объем кратковременной памяти сохраняется в норме, то долговременная память часто демонстрирует нарушения.
У слепых доминирует двигательно-слуховое восприятие. Слабовидящие способны воспринимать отдельные элементы движений, но восприятие формы объектов у них затруднено. Чем сложнее форма, тем труднее опознать объект. Способность к восприятию изображений у слабовидящих зависит от четкости, контрастности и толщины линий.
Рекомендации для менеджеров трудового сопровождения:
- Рабочее место слабовидящего должно быть хорошо освещено
- При работе не рекомендуется стоять против света, на фоне окна
- Необходимо учитывать, что темп работы таких инвалидов замедлен
Люди с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата
В большинстве случаев это детский церебральный паралич (ДЦП).
Главная структура двигательного дефекта при ДЦП — нарушения мышечного тонуса. Они могут быть по типу повышения, понижения или смешанного типа. Это приводит к нарушению или даже отсутствию произвольных движений: ходьбы, манипулирования с предметами, самообслуживания, удержания равновесия, координации движений. У больных наблюдаются трудности в координации тонких движений, требующих значительной дифференциации (письмо, вязание, игра на музыкальных инструментах, требующих активного движения пальцев, и пр.) В движениях рук несоразмерность: сложно сразу взять предмет и поместить его в нужное место, поскольку нарушено ощущение собственных движений (кинестезия). Кинестезия ведет к нарушению координации движений, а иногда и к искажению восприятия направления движения.
Дефицитарность моторной сферы приводит к двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации. Эти нарушения ведут уже к нарушениям эмоционально-волевой сферы. 20-25% лиц с ДЦП имеют сохранный интеллект, однако дефицитарность основных форм развития приводит к задержкам психического развития в области интеллектуальной и эмоциональной сфер. У этих больных отмечается нарушение активного произвольного внимания, что оказывает влияние на функционирование когнитивной сферы. У них повышенная утомляемость, инертность и замедленность всех психических процессов, что проявляется в застревании на определенных аспектах, общей ригидности мышления. Наблюдаются также затруднения в пространственно-временной ориентировке.
Из особенностей мышления людей с ДЦП важно отметить нарушения в наглядно-действенном мышлении, поскольку их возможность двигаться ограничена, и наглядно-действенное познание мира часто основывается лишь на наблюдениях либо рассказах окружающих. Поэтому такие инвалиды часто склонны к вербализации.
Людей с ДЦП можно разделить на две группы:
- Лица с пониженной возбудимостью. Отличаются безынициативностью, вялостью, нерешительностью, заторможенными реакциями. С трудом привыкают к новизне, плохо адаптируются, особенно, в меняющихся условиях. Плохо налаживают контакты и стремятся ограничить свою социальную сеть. Мотивация к деятельности понижена. Выражены реакции страха, которые усиливаются в новой обстановке и при утомлении. В моменты страха повышается мышечный тонус, наблюдаются гиперкинезы и слюнотечение.
- Лица с повышенной возбудимостью отличаются повышенной чувствительностью к внешним раздражителям. Они суетливы, расторможены, склонны к вспышкам раздражительности, упрямству. В силу высокой эмоциональной лабильности их настроение часто меняется от чрезмерного веселья до раздражительности и плаксивости. При этом эмоциональные реакции отличаются инертностью: начав плакать или смеяться, они испытывают затруднения с тем, чтобы остановиться. Могут проявляться нарушения поведения в виде двигательной расторможенности, агрессии, протестных реакций.
Рекомендации для менеджеров трудового сопровождения:
- Учитывая сенсорную чувствительность людей с ДЦП, внезапное сенсорное возбуждение может вызвать у них спазм, поэтому подбирая вакансию, следует учитывать, что им противопоказаны резкие внешние воздействия. В том числе к ним следует приближаться со стороны лица, либо подходя сбоку или из-за спины, предупреждать их об этом. Не следует сажать их лицом к окну или спиной к двери
- Необходимо исключить работу, осуществляемую в условиях дефицита времени
- Необходимо учитывать нарушения мелкой моторики рук при подборе вакансии
- При нарушениях артикуляции необходимо исключить работу, требующую речевого общения
Люди с нарушениями интеллектуального функционирования (умственной отсталостью)
Выделяют пять основных форм олигофрении (первые две — наиболее распространены):
- неосложненную
- с преобладанием процессов возбуждения или торможения
- со снижением функций анализаторов или с речевыми отклонениями
- с психопатоподобным поведением
- с выраженной недостаточностью лобных отделов коры головного мозга
Неосложненная форма характеризуется уравновешенностью нервных процессов. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются грубыми нарушениями отдельных анализаторов. Человек способен к целенаправленной деятельности в случаях, когда задание ему понятно. В привычной ситуации его поведение адекватно, он послушен, доброжелателен, социально адаптивен.
При олигофрении с преобладанием процессов возбуждения или торможения отчетливо наблюдаются изменения поведения.
- Возбуждение: наблюдаются расторможенность, импульсивность, конфликтность, двигательное беспокойство, отвлекаемость, торопливость, небрежность, недисциплинированность. Таким инвалидам необходима спокойная обстановка и смена видов деятельности.
- Торможение: инвалиды отличаются инертностью, сниженной работоспособностью, замедленностью двигательных реакций. Работают тщательно и старательно, но крайне медленно. Продуктивность труда невысокая. Неконфликтны.
При нарушениях функций анализаторов или речевых отклонениях больные имеют дефекты слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, что резко снижает возможности социально-трудовой адаптации.
При нарушениях интеллекта с психопатоподобным поведением у инвалидов имеются выраженные нарушения эмоционально-волевой сферы. Критичность резко снижена. Отмечается расторможенность влечений и выраженные аффективные проявления.
При нарушениях интеллекта с выраженной недостаточностью лобных отделов коры наблюдаются резкие нарушения моторики. Эти больные не способны к целенаправленной деятельности, слабо учитывают ситуацию. Мотивация к труду практически отсутствует.
Другие особенности людей с умственной отсталостью
Они не в состоянии осмыслить сложное задание полностью. У них нарушено планирование и целенаправленность деятельности, критичность к полученным результатам. Они не задумываются над планированием работы и выбором средств осуществления задания. Сталкиваясь с трудностями, они отклоняются от цели и руководствуются максимально упрощенными условиями, подменяя трудные для них операции теми, которые им легче выполнить.
Часто не принимают во внимание реальную значимость продукта труда. Им сложно опираться на прошлый опыт, что проявляется в переносе элементов опыта на решение новой задачи в неизменном виде.
Мотивация к деятельности всегда внешняя и направлена на игру или получение социального одобрения. Горизонт планирования краткосрочный, поэтому мотивы деятельности всегда ситуационны и неустойчивы. Вместе с тем, эмоционально окрашенное отношение к наставнику расширяет сферу мотивации. Способность к командной работе нестойкая и резко снижена.
Низкая самостоятельность — самый характерный недостаток таких инвалидов. Во многом он обусловлен неспособностью ориентироваться в задании и планировать его. Такие инвалиды испытывают трудности в определении инструментов для выполнения работы и предпочитают выбирать те, которыми пользовались в прошлый раз. Наблюдаются серьезные сложности в установлении последовательности операций. Поэтому необходима подробная инструкция. Они не в состоянии руководствоваться образцами или чертежами. У них отсутствуют представления об эталонах измерений, что приводит к затруднениям, когда необходимо определить размер детали при помощи линейки или на глаз. Соответственно, работа, связанная с измерениями, для этой категории не подходит.
Двигательные трудовые навыки формируются медленно. Большие сложности возникают, когда необходимо осуществить перенос навыка в новые условия. Чем больше изменено задание, тем сложнее использовать сформированный двигательный навык.
При этом, у многих сформировано положительное, но недостаточно осознанное, пассивное и малоустойчивое отношение к труду. Хотя, если трудовое задание доступно, устойчивость его положительного восприятия возрастает.
Необходимо учитывать также бедность словаря таких инвалидов, обусловленную недостаточной сформированностью интересов, ограниченностью социальных контактов и низким уровнем словесно-логической памяти. Зачастую они не умеют обобщать предметы по основному признаку (например, к категории «фрукты» они могут отнести лук, цветы, морковь и т.д.)
Абстрактное мышление не развито, абстрактные слова употребляются ими чисто механически, просто как заученные, без понимания их смысла. Скудость словарного запаса создает трудности при общении: больной плохо понимает обращенную речь и плохо строит собственные высказывания. При построении предложений использует одни и те же слова, что делает речь однообразной. Значения слов не всегда точны, расплывчаты.
Инертность, безынициативность и несформированность интересов проявляются в том, что больные редко задают вопросы. При этом замедленность мыслительных процессов не позволяет им достаточно быстро реагировать на услышанное, а неустойчивость и слабая концентрация внимания мешают воспринимать чужую речь. Эти особенности сильно затрудняют диалог. Основанием для диалога могут служить впечатления о недавно происходивших событиях (например, праздниках) или о недавно выполненной работе. Необходимо отметить, что среди таких больных могут встречаться лица с формально развитой речью и хорошей вербальной памятью. Они запоминают и воспроизводят отдельные услышанные ими высказывания или отрывки из телепередач. Однако то, что они говорят, слабо соотносится с темой разговора.
Пытаясь изложить события, они пересказывают их так, как они им запомнились. Если при этом логическая цепочка событий нарушается, больной не в состоянии отследить это, что говорит о непонимании причинно-следственных связей и временных отношений. Их пересказы отличаются многочисленными привнесениями, возникающими на основе ассоциаций с некоторыми словами. Такие ассоциации носят случайный характер, изменяют и искажают суть повествования. При нарушениях интеллектуального функционирования с преобладанием процессов возбуждения, больные теряют нить разговора и начинают говорить обо всем, что всплывает в памяти по ассоциации с темой.
Адекватная самооценка и соответствующий ей уровень притязаний — необходимое условие успешной социально-трудовой адаптации
Самооценка таких больных зависит от оценок, которые им дают значимые другие (родственники, наставники). Самостоятельно оценить свои личностные качества или личностные качества окружающих такие больные затрудняются. Вместе с тем, чем более выражен дефект, тем выше самооценка и уровень притязаний. Они считают, что могут справиться с любым заданием. По окончании работы они выражают удовлетворение достигнутыми результатами и ожидают похвалы, не замечая явных промахов в работе. Неадекватная самооценка и соответствующий ей уровень притязаний у таких инвалидов обнаруживаются во время собеседования, когда на вопрос о том, какую работу они хотели бы выполнять, они считают, что им доступна любая специальность.
Важно, чтобы трудовой наставник и менеджер трудового сопровождения давали объективную оценку. Положительная оценка без достаточных оснований, как и постоянно отрицательная оценка, будут формировать неадекватную самооценку больного.
Показательно, что недооценка своих возможностей обычно отмечается у больных с более высоким уровнем интеллекта. Такие больные выражают надежду на помощь со стороны предприятия, где они проходят практику. Они проявляют себя старательными, дисциплинированными рабочими, хотя темп их работы и продуктивность ниже требуемого.
Рекомендации для менеджеров трудового сопровождения:
- Инструкции должны быть предельно понятны и последовательны. Рекомендуется попросить повторить инструкцию
- Задачу разбивайте на части
- Поощряйте больного после каждого этапа задания
- Не меняйте задания, поскольку им сложно переносить сформированный навык на новую задачу
- Учитывайте скудость их словарного запаса, стройте диалог с учетом этой особенности и не употребляйте абстрактных выражений
- Поддерживайте в больном адекватную самооценку, воздерживаясь от незаслуженных похвал и постоянной критики.
Люди с эндогенными психическими заболеваниями
К ним относят расстройства шизоидного спектра, биполярное расстройство (маниакально-депрессивные состояния), генуинную эпилепсию.
К расстройствам шизоидного спектра относятся:
- шизофрения
- шизотипическое расстройство личности
- шизоаффективное расстройство
- бредовое расстройство
Эти расстройства характеризуются нарушениями в одной или более из пяти следующих областей:
- бред
- галлюцинации
- дезорганизованное мышление (что видно по речи)
- дезорганизованное моторное поведение
- прочие негативные симптомы: эмоциональное оскудение, уход в себя, отчуждение от окружающих, снижение беглости речи, абулия (низкий энергетический потенциал, который вызывает паралич воли), ангедонизм (неспособность радоваться вещам, которые радуют обычного человека)
Шизофрения чаще всего связана с наследственной предрасположенностью.
Интеллектуальные расстройства проявляются в различных вариантах нарушения мышления: больные жалуются на неуправляемый поток мыслей, их закупорку. Для таких больных характерно искаженное мышление, когда отдельные предметы и явления объясняются по смыслу, значимому только для больного. Например, косточка от вишни может быть расценена как одиночество. Такие больные улавливают особый смысл в предложениях. Их мышление может казаться расплывчатым, мысли соскальзывают с одной темы на другую без видимой для собеседника связи. Часто в рассуждениях таких больных присутствует резонерство в виде бесплодного многословия с отсутствием конкретных идей и цели рассуждений (например, насколько целесообразна именно такая конструкция стола).
Эмоциональные нарушения выражаются в отсутствии чувства привязанности к большинству значимых близких, отсутствию потребности в установлении прочных социальных контактов и избегании контактов, отсутствии сострадания. Снижается, а иногда и пропадает интерес к любимому делу. Иногда такие больные не соблюдают санитарно-гигиенических норм, становятся неряшливыми.
В поведении таких больных могут наблюдаться странности в виде экстравагантной манеры поведения, необычных поступков. На ранних стадиях может проявляться депрессия, чувство вины, страх, а также частая и неадекватная смена настроений (больной может смеяться при печальных обстоятельствах и расстраиваться при радостных событиях). На более поздних стадиях характерно снижение эмоционального фона, при которых кажется, что больной вообще не в состоянии испытывать какие-либо эмоции. Эмоциональное оскудение сопровождается абулией, когда больных ничего не интересует, у них отсутствуют планы на будущее, либо не обнаруживают стремления к осуществлению таких планов.
У таких больных изменено восприятие реальности, что выражается в восприятии цветов как более насыщенных, искажении очертаний предметов. Обостренное восприятие затрудняет способность к концентрации внимания и ощущению времени.
Типичны также различные сенестопатические проявления: неприятные ощущения в голове и других частях тела. Сенестопатии имеют вычурный характер (например, жалобы на сухость желудка, или обжигающе горячий язык).
К «позитивным» симптомам шизофрении относятся бред и галлюцинации. Иногда их скрывают от окружающих, и о наличии галлюцинаций можно судить только по поведению больного. При шизофрении наиболее типичными являются слуховые галлюцинации в виде голосов, которые комментируют его действия, обращаются к нему или приказывают что-то сделать. При этом, больной убежден в реальности своего восприятия голосов.
У таких больных изменена двигательная активность при ходьбе, манипуляциях с предметами. Движения могут ускоряться или замедляться без видимой причины. Сами движения производят впечатление неуклюжести (больной натыкается на препятствия, постоянно роняет что-нибудь). Жестикуляция или движения рук при ходьбе имеют неестественный характер, поскольку больной старается минимизировать проявления своей неуклюжести.
Больные шизофренией могут выполнять сложные виды интеллектуальной деятельности, при этом испытывая затруднения при решении простых задач. Способы их действий могут восприниматься как парадоксальные.
Мышление их отличается актуализацией малозначимых признаков объектов и явлений (например, основной признак ботинка заключается в том, что он оставляет след), что может затруднять социальное взаимодействие. При этом их мышление оказывается оригинальным, позволяющим им рассматривать предметы и явления с необычных сторон и отойти от шаблонов, что дает им преимущества в решении новых задач.
Ведущим компонентом особенности личности трудоспособных больных шизофренией является снижение потребностно-мотивационных характеристик социальной регуляции деятельности и поведения. Социальная направленность и активность личности сглаживается, что приводит к дефициту социальных эмоций, общения, снижает уровень следования социальным нормам и уровень деятельности в тех областях, где необходима опора на прошлый социальный опыт и социальные критерии. При этом, в тех областях, где роль социального фактора является незначительной, регуляция деятельности таких больных остается достаточно высокой.
Для социально-трудовой адаптации и реабилитации, больных можно включить в совместную деятельность с четко обозначенной целью. Мотивом для больного будет не апелляция к его чувствам и потребностям, а постановка логической задачи, предполагающей ориентацию на партнера, без которого задача не может быть решена. В случае выраженной абулии больного задачу надо разбивать на небольшие этапы, само выполнение которых будет служить для больного подкреплением дальнейшей деятельности.
Биполярное расстройство — эндогенное заболевание, протекающее приступами. Состояние возбуждения, активности (маниакальная фаза) сменяется заторможенностью, подавленностью (депрессивная фаза). При данном заболевании стойких психических нарушений и изменений личности наблюдается.
Эпилепсия. Замедленность психических процессов, склонность застревать на деталях, ригидность мышления, педантичность, аккуратность, невозможность отличить главное от второстепенного. Эпилептоидный характер, который можно охарактеризовать как «с Библией в руке и с камнем за пазухой». В центре внимания собственные интересы, интересы окружающих игнорируются. Такая установка по отношению к окружающим маскируется показной любезностью и даже нежностью. Одной из характерных особенностей речи таких больных является употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (помидорчики, полотенчико, батончик и т.д.).
Мышление вязкое, они склонны к излишней детализации, мелочны, любят поучать и объявляют себя борцами за справедливость, рассматривая справедливость весьма односторонне (мне можно то, что категорически нельзя другим).
В характере часто проявляются переходы от слащавости и льстивости к агрессии. Для них также характерна злопамятность, мстительность, вспыльчивость в виде яростных аффектов, застревание на обидах, иногда мнимых.
Особенности проявления эпилепсии усложняют адаптацию. Для поддержания социальных контактов больные стараются приспосабливаться, ведут себя угодливо. При следовании к цели застревают на каждом этапе в связи со сложностями в определении главного и второстепенного.
Рекомендации для менеджеров трудового сопровождения:
- Разбивать задачу на этапы. В случае больных шизофренией это позволяет им осознать достижимость цели. В случае больных эпилепсией, указывать на каждом этапе главные моменты, на которые необходимо обращать внимание, чтобы не позволять им увязнуть в деталях
- В случае больных шизофренией ставить задачу, апеллируя к логике, а не к чувствам. По возможности предоставлять работу, не требующую частых или интенсивных социальных контактов
- В случае больных эпилепсией четко определять правила работы и взаимодействия, не позволяя им углубляться в вопросы того, что справедливо, и что – нет.
Люди с инвалидностью со стороны внутренних органов
Наличие инвалидизирующей болезни изменяет ощущение и восприятие больного. В первую очередь, меняется избирательность восприятия. Человек начинает обращать внимание на ощущения, которые раньше не воспринимались как значимые. Осознание болезни изменяет осмысление таких ощущений и их эмоциональную окраску.
У больного формируется внутренняя картина болезни (ВКБ) — совокупность представлений о заболевании, результат творческой активности, которую проделывает пациент на пути осознания своей болезни. ВКБ является динамичной и содержательно изменяется в зависимости от возраста, пола, тяжести болезни или её длительности, прогнозов в отношении болезни и т.д. На поздних этапах длительной болезни ВКБ становится поддерживающим условием больного, и дополнительным фактором в формировании аномалий личности. Содержание внутренней картины болезни само по себе может провоцировать психогенные расстройства. ВКБ и внешняя картина болезни, которую описывает врач, могут не совпадать, представление пациента могут казаться неадекватными с точки зрения врача, то есть отличаться от медицинской модели болезни.
Любая болезнь приводит к общему ослаблению (астенизации) организма, что вызывает сверхчувствительность к раздражителям. Часто больные плохо переносят яркий свет, громкие шумы, сильные запахи, перепады атмосферного давления и температуры.
У больных возникают следующие способы психического отреагирования на наличие соматической патологии:
- Астено-депрессивный синдром: снижение настроения, тоска, недовольство своим положением, ощущение бесперспективности
- Астено-фобический синдром: наличие четко определенных страхов, например, кардиофобии
- Астено-тревожный синдром: тревога, не имеющая четко определенного содержания или развитие генерализованного тревожного расстройства (ГТР), когда тревога становится чрезмерной, устойчивой, навязчивой и истощающей, мешающей повседневной жизни и работе
- Астено-ипохондрический синдром: больной преувеличивает тяжесть своего заболевания, считает себя обреченным или практически неизлечимым, внимательно фиксирует свое внимание на болезненных ощущениях и гипертрофирует их значения
- Астено-невротический синдром: на фоне астенизации отмечается выраженная эмоциональная лабильность
Все эти синдромы приводят к сложностям в концентрации внимания, откладыванию дел из-за ощущения разбитости и усталости, избеганию ситуаций, которые могут вызвать приступ тоски, тревоги, страха или появления сильных эмоций.
Рекомендации для менеджеров трудового сопровождения:
- Необходимо следить за тем, насколько утомлен больной. Некоторые больные могут стараться соответствовать стандартам здоровых сотрудников и продолжают работать, несмотря на сильное утомление
- По возможности, избегать ситуаций, которые могут вызвать сильные переживания у больного
Организация профессиональной подготовки на предприятиях для людей с ОВЗ
Менеджеры сопровождения посещают предприятия, на которых будут проходить стажировку участники программы, чтобы проверить:
- наличие рабочих мест для инвалидов
- ознакомиться с техникой безопасности и охраной труда, правилами внутреннего трудового распорядка, стандартами внешнего вида, организационной культурой
Происходит знакомство с трудовыми наставниками. Им рассказывают про эмоциональные, когнитивные и поведенческие особенности разных категорий инвалидов, а также концепцию стигматизации Эрвина Гоффмана.
Согласно Гоффману, нормальным (обычным) восприятием и отношением (действиями) к человеку со стигмой, являются:
- благожелательное социальное действие, призванное смягчить и сгладить наличие у человека стигмы
- различные формы дискриминации этого человека
- построение «теории» стигмы — своеобразной идеологии, призванной объяснить опасность, которую представляет такой человек, в некоторых случаях— для оправдания своего враждебного отношения к нему
- обобщение стигмы — приписывание человеку дополнительных несовершенств, на основе какого-то одного его несовершенства (например, к слепому нередко обращаются громче, чем обычно, как будто он ещё и глухой)
Носитель стигмы может использовать свою стигму и получать от неё «вторичные выгоды», например, для оправдания своих неудач, не связанных со стигмой. Стигматизированный человек часто не знает, как к нему относятся другие люди; каждый новый контакт всегда неопределённость — их либо примут, либо отвергнут. Стигматизированный человек постоянно должен думать о том, какое впечатление он производит на других людей, отсюда выраженный внешний локус контроля.
Менеджер сопровождения способствует тому, чтобы трудовые наставники и члены рабочих привыкали к инвалидам и их психологическим особенностям, учились с ними работать, учитывая их особенности, но не снимая с них ответственности за выполнение рабочих обязательств и требуя выполнения работы в соответствии с трудовым контрактом. Процесс привыкания друг к другу работников смешанных коллективов становится обоюдным и в норме приводит к антистигматизации, что положительно сказывается как на социальной, так и на профессиональной адаптации инвалидов.
Менеджеры поощряют наставников к постановке целей перед практикантами, отслеживают и содействуют процессу достижения целей и развития трудовых навыков практикантов.
Менеджеры осуществляют контроль беспристрастной оценки социально-трудовых навыков практикантов наставниками: оценивать практиканта следует как потенциального сотрудника предприятия, смотреть на него с точки зрения возможности работы на предприятии.
Оценки должны выставляться в соответствии с указанными значениями.
Менеджеры контролируют требовательное отношение наставников к дисциплине и выполняемой практикантами работе. В случае нарушения трудового процесса наставники должны сразу же информировать менеджеров о недопустимом поведении практикантов и нежелании выполнять свои трудовые обязанности.
Менеджеры должны осуществлять контроль и коррекцию предоставления обратной связи практикантам наставниками.
Менеджеры должны регулярно предоставлять конструктивную обратную связь по результатам работы наставников на производстве: самим наставникам (с целью коррекции неработающих паттернов поведения), руководителю проекта и психологу.
Информация о нарушении трудовой дисциплины, нежелании практиканта выполнять работу должна быть в кратчайшие сроки доведена до менеджеров трудового сопровождения и руководителя проекта.
С помощью трудового наставника менеджеры составляют анализ работы и критических случаев по каждой вакансии, предлагаемой предприятием для прохождения стажировки.
Одной из функций менеджеров социально-трудового сопровождения, таким образом, является необходимость удостовериться, что каждое предприятие-партнер, где будут проходить профессиональную ориентацию инвалиды, проведет необходимые начальные мероприятия, направленные на адаптацию к профессиональным обязанностям и профессиональной среде.