Требования к трудовым наставникам
Лучшие наставники — это тихие и отзывчивые люди с большим профессиональным опытом, которые пользуются уважением в коллективе.
Будущий наставник должен обладать и определенными социально-психологическими качествами:
- умением слушать собеседника
- внимательностью
- лояльностью и отсутствием категоричности
- навыками презентации
- ораторскими способностями
- эмоциональной компетентностью (эмпатийными качествами)
Наставничество нужно поручать надежному работнику, если хочется увидеть в новичке благоприятные установки по отношению к работе, высокий уровень выполнения рабочих заданий и благожелательное отношение к организации.
Кто не подходит в качестве наставника?
Харизматичные, высокотехнологичные и/или очень общительные работники. Сложность и изобилие информации, которой они готовы поделиться с обучаемым, могут оказаться для него излишними, труднодоступными и вызвать сопротивление, усиление чувства собственной неполноценности.
Качества хорошего наставника
Это человек, в полной мере способный быть равным, т.е. относящийся к инвалидам, как людям, находящимся в более сложных обстоятельствах, но не ущербным.
Очень важно понимание наставником парадигмы, что он не оказывает благотворительную помощь, но вступает во взаимодействие, полезное и для него самого.
Работа наставника требует времени, которое должно быть выделено не в ущерб собственным производственным обязанностям, поэтому хороший наставник должен владеть навыками тайм-менеджмента.
Взаимоотношения с инвалидом требуют принятия на себя определенных обязательств — как минимум, постоянства в отношениях. Развитое чувство ответственности, стабильное настроение и предсказуемые поведенческие реакции дополняют список желаемых качеств.
Наставники должны быть чувствительны к неудачам, разочарованиям и неуверенности, которые испытали многие молодые люди с ограниченными возможностями. Однако, у наставников должны быть сформированы защитные механизмы, чтобы не переносить на себя переживания неудачи и не вовлекаться в них, т.е. не становиться созависимым. Эта задача успешно решается обучением наставников.
Еще одни важные качества — доступность и открытость, которые помогают подопечному расслабиться и поощряют его к доверительным контактам.
С другой стороны, эта чувствительность не должна приводить к тому, чтобы наставники боялись говорить правду. Если они считают, что инвалид не подходит для работы, которую он ищет, наставник не должен бояться сказать ему об этом.