Стадии наставничества
№1. Определение поведенческих ожиданий от обучаемого и разработка с ним Плана личного развития
Первоначальный список поведенческих ожиданий содержит базовые требования к трудовой дисциплине и взаимоотношениям в коллективе. Они должны быть доступно сформулированы, легко запоминаться и приниматься обучаемым.
Затем наставник совместно с обучаемым вырабатывают цели на ближайший период до следующей встречи. Цели должны быть:
- конкретными
- измеримыми
- достижимыми
- уместными в данных условиях
- и рассчитанными по срокам достижения
Успехи на первых шагах дополняют лист ожиданий более сложными требованиями — меняются и цели.
№2. Поощрение самостоятельного управления обучением
Действия наставника не должны нарушать ежедневных рабочих отношений ученика и линейного менеджера. Учеников нужно поощрять принимать собственные решения в любой возникшей на рабочем месте ситуации. Наставник — не уполномоченный по разрешению конфликтов: в конфликт он вмешивается лишь в крайних случаях. Роль наставника сводится к обсуждению принятых и реализованных решений и оценки их адекватности рабочей ситуации.
№3. Обеспечение поддержки в ходе процесса реализации Плана личного развития
С реализацией Плана личного развития, наставник должен постоянно находиться в пределах досягаемости обучаемого для оказания ему поддержки. На практике это означает согласование плана встреч с достаточной частотой. Также полезно договориться о методах организации экстренных встреч или выхода на связь для проработки срочных ситуаций и непредвиденных затруднений.
Ключевая роль наставника — помощь обучаемому в осмыслении и преодолении ошибок и спадов в работе. В некоторых случаях это приводит к порицанию работника, ощущению им вины и возникновению чувства собственной неполноценности. Отношения наставничества свободны от оценивания, осуждения и риска. Это помогает ученику относиться к ошибкам и провалам как к возможностям для обучения.
Также наставник должен укреплять уверенность и мотивацию ученика, вырабатывать у него позитивное отношение к Плану личного развития и волю к его реализации.
№4. Помощь в оценке успеха
Наставники могут использовать рефлексивные вопросы для того, чтобы:
- помочь ученикам оценить приобретенные в ходе реализации их Плана личного развития преимущества
- проанализировать причины возникновения любых препятствий для обучения