Супервизия работы психологов
Супервизию как процесс, направленный на обеспечение безопасного и эффективного предоставления услуг психологического консультирования и повышения профессиональной компетентности, должен регулярно проходить каждый практикующий специалист.
Интегрированный подход к супервизии включает несколько этапов (согласно Столтенбергу и Делуорту):
- Зависимость. Супервизируемый полностью зависит от супервизора в процессе проведения работы и принятия решений. Даже после сеансов супервизии стажер не может воспользоваться обратной связью своего супервизора, опасаясь, что он сделает что-то не так. Часто стажеры не могут использовать заметки, сделанные во время супервизии, поскольку затрудняются интегрировать полученную информацию применительно к фактической работе с инвалидами.
- Конфликт зависимости-автономии. Стажер делает успехи, начинает мыслить независимо и принимать решения по ходу проведения консультирования самостоятельно в рамках реального времени, но все же может испытывать неуверенность и зависимость от супервизора.
- Условная зависимость. Нарастает профессиональное самоопределение стажера, он чувствует себя более уверенно в рамках выполняемой работы, однако, испытывает периоды сомнений в своей способности эффективно поддерживать участников своих групп.
- Мастер консультирования. Финальная стадия процесса супервизии, когда стажер испытывает чувство профессиональной компетентности, способен успешно инкорпорировать теорию и практику, и чувствует себя достаточно подготовленным для того, чтобы работать независимо.
Этапы супервизии совпадают с этапами тренинговой работы. Ведущим тренинги специалистам проще рефлексировать этапы, на которых в данный момент находятся их группы.
Механизмы обучения, которые являются частью процесса супервизии
- Ролевое моделирование: ученик наблюдает, а затем учитывает и применяет то, что видел и слышал в своей практике. Годы спустя этот специалист может вспомнить своего супервизора и подумать: «А как бы он справился с этим?» Ролевое моделирование может быть преднамеренным и непреднамеренным. В числе прочего оно включает отношение супервизора к профессии, его понимание того, что значит быть профессионалом.
- Прямая инструкция: дидактическое обучение, когда руководитель непосредственно учит концепции, демонстрируя либо рассказывая.
- Обратная связь. Неадекватная или плохо сформулированная обратная связь — одна из наиболее частых жалоб на супервизоров. Обратная связь должна быть прямой, ясной и конкретной. Также она может быть непреднамеренной: например, интонация, мимика, жесты.
- Критическое отражение. Супервизор анализирует триггерные события: что-то непонятное, неожиданное, вызвавшее негативные эмоции супервизируемого в процессе его работы, чтобы прийти к пониманию того, что происходит и как реагировать на это.
Факторы, влияющие на качество отношений супервизируемого и супервизора
- Культура
- Пол
- Раса / этническая принадлежность
- Стиль супервизора
- Механизм супервизора
- Этическое поведение супервайзера
- Личности обеих сторон
- Профессионализм супервизора
Функции супервизора:
- Мониторинг психологического состояния клиентов супервизируемого
- Поддержка профессионального роста супервизируемого
- Содействие переходу супервизируемого от одного этапа супервизии к другому
- Оценка супервизируемого
Искусство и ремесло супервизии состоят в том, как выполняется каждая из этих функций в сочетании с целью супервизии: обеспечить безопасную и доверительную среду для развития компетентного специалиста.
Характеристики успешной супервизии
Прочный рабочий альянс. Рабочий альянс включает эмоциональную связь между сторонами, согласование целей и задач супервизии.
Развитие взаимного доверия и безопасности.
- Эмоциональная безопасность включает в себя чувство уверенности стажера в безопасности: можно поделиться не только успехами, но и грубыми ошибками и ситуациями, вызывающими замешательство в процессе работы.
- Физическая безопасность: как обращаться с клиническими чрезвычайными ситуациями, личной безопасностью в отношении агрессивных инвалидов и безопасностью других людей в непосредственной близости от сложного участника группы. Четкие рекомендации по управлению кризисными ситуациями имеют большое значение для повышения уровня безопасности стажера.
Заинтересованность в супервизии и в развитии компетентного специалиста. Супервизор должен создать атмосферу поощрения сильных сторон стажера и научить его управлять своим беспокойством и тревогой, признавая, что они являются нормальной частью любого терапевтического опыта.
Супервизируемые могут также испытывать чувства гнева, страха, апатии, путаницы, сочувствия, горя, скуки, дистанцирования, безнадежности, негодования, опасения по отношению к участникам тренинговой группы. Ответственность за помощь супервизируемому в его способности справляться со всеми этими эмоциями должен брать на себя супервизор.
Понимание теоретических и технических основ психологического консультирования и оценки компетентности стажера. В большинстве случаев консультанты уже имеют определенный опыт работы в теории и на практике, поэтому супервизор должен оценить, какие навыки следует развивать дополнительно, и какие теоретические основы следует дополнительно изучить. Как правило, большинство супервизоров обнаруживают, что опыт, который имеют стажеры, обеспечивает основу для дальнейшей работы, но оказывается недостаточным для самостоятельного консультирования и требует продолжения обучения, в том числе и теоретического.
Раскрытие ошибок из собственной практики супервизора. Это облегчает стажеру признание его ошибок в процессе консультирования и позволяет углубить отношения. Такое самораскрытие супервизора напрямую влияет на эмоциональную связь супервизора и стажера, обеспечивая последнему чувство доверия к супервизору.
Способность организовывать рабочий процесс и умение определять стадии, на которых находится стажер. Проходить их следует так, чтобы стажер был готов к переходу на следующую стадию и не затягивал переход.
Стажеры испытывают сильную тревогу, поэтому задачей супервизора становится, в первую очередь, снятие этой тревоги. Для этого полезен письменный план проведения супервизии. Важно называть вещи своими именами, поэтому супервизору следует напрямую говорить со стажерами относительно испытываемой ими тревоги. Тревога в процессе супервизии — это естественная часть процесса. Как показывают исследования, стажеры предпочитают, чтобы супервизоры могли идентифицировать их тревогу и обсуждали способы снятия тревоги в разных ситуациях.
Что необходимо оценивать?
- поведение психолога в отношении клиентов
- профессиональные навыки
- способность формулировать основные проблемы клиентов и формировать шаги по решению этих проблем
- знание методов тестирования
Контрперенос
Контрперенос может быть:
- позитивным (участник группы воспринимается как привлекательный)
- негативным (участник группы воспринимается как отталкивающий)
Задача супервизора — выявить мотивы и ценности психолога, которые заставляют его испытывать контрперенос. Контрперенос возникает в любом терапевтическом подходе, и все психологи испытывают эмоциональные реакции по отношению к людям, с которыми они работают. Однако, контрперенос оказывает влияние на процесс консультирования.
Супервизор может замечать контрперенос по многим признакам. Например, излишняя ригидность стажера в отношении участников группы при проведении консультирования или при обсуждении какого-либо случая с супервизором. В таких случаях супервизор обязан заострить внимание стажера на контрпереносе и постараться вывести бессознательные эмоциональные реакции стажера в плоскость фокуса сознания. Наиболее распространенные эмоциональные реакции, сопровождающие контрперенос, это фрустрация, скука, отвращение, смущение, раздражение. Полезно начинать работу с контрпереносом, разбирая эмоциональные реакции стажера на супервизора, поскольку эти эмоциональные реакции лежат в плоскости понимания того, как контрперенос влияет на работу стажера. Дальнейшая работа с контрпереносом будет касаться уже непосредственно эмоциональных откликов стажера на участников его тренинговой группы.
Использование технологий в процессе супервизии
Всегда очень полезно, если супервизор может видеть работу стажера непосредственно. Поэтому рекомендуется делать аудио- и видеозаписи работы.
Просматривая видеозапись консультирования, полезно задать стажеру следующие вопросы:
- О чем вы думали в этой части консультирования (тренинга)?
- Что вы чувствовали в этот момент?
- Как вы понимаете сейчас, почему в тот момент вы испытали эту эмоцию?
- Давайте рассмотрим ваши действия в этот момент? Каковы были ваши намерения? Вы сделали именно то, что планировали сделать?
- Какими ценностями вы руководствовались, когда делали это? (Под ценностями имеются в виду этические принципы психологической практики).
- Что вы не сказали или не сделали?
- Если бы вы могли повторить эту встречу, чего вы не стали бы делать?
- На основании какой теории или в рамках какой психологической практики вы делаете заключения о том, что происходило в процессе этого консультирования?
- Что бы вы сделали иначе в следующий раз? Стоит ли делать что-то иначе?
Просмотр видеозаписи позволяет супервизору сделать шаг не просто в направлении содержания консультирования, но динамики процесса.
Что должен оценить супервизор
Навыки консультирования
Включают способность стажера-психолога:
- устанавливать доверительные отношения с участниками программы и формировать с ними рабочий альянс
- проявлять необходимую эмпатию к инвалидам
- демонстрировать заботливое отношение к ним
- уметь брать интервью
- уметь работать с семьями инвалидов
- быть лидером в рамках тренинга
- собрать все необходимые детали относительно истории инвалидов и проблем, с которыми они сталкиваются
- грамотно провести психологическую оценку
- обнаружить ментальное расстройство и грамотно диагностировать его в соответствии с международной классификацией
- подобрать теоретический подход в соответствии с потребностями участников группы
- предсказывать и предотвращать опасные ситуации, которые могут создавать участники группы
Навыки консультирования также включают способность:
- построить план консультирования
- поддерживать непрерывность консультирования (проведения тренингов) без резких скачков
- отслеживать содержание тренингов
- своевременно и адекватно реагировать на события, которые происходят в процессе тренингов
Супервизор должен обращать внимание на детали:
- может ли стажер-психолог облегчать аффекты участников группы и работать с аффектами
- способен ли он распознавать перенос и контрперенос
- способен ли он бросать вызов участникам группы и принимать вызов от них
- способен ли он адекватно вступать в спор с участниками группы
- способен ли он мотивировать их и давать им надежду.
- демонстрировать способность к психологической интервенции, адекватной поставленным целям
- способен ли он понять, когда необходимо переходить к терминальной стадии
Процесс супервизии
Оценка процесса супервизии включает в себя:
- способность обучаемого участвовать в дискуссиях
- готовность к встречам с супервизором
- запрос необходимого объема помощи
- способность интегрировать и реализовывать знания и обратную связь, полученные в процессе супервизии
- готовность принимать конструктивную критику
Способность стажера-психолога концептуализировать случай и представить его супервизору. Формат концептуализации обычно бывает следующим (и всегда может быть модифицирован в зависимости от кейса):
- Идентификационные данные (возраст, пол, национальность, супружеский статус, наличие и возраст детей, опыт работы, текущая жизненная ситуация, уровень дохода и т.д., все, что может иметь отношение к проблеме)
- Существующая проблема: включить список проблемных областей с точки зрения пациента, отметив мнение пациента относительно порядка важности их решения, указать, как долго существует проблема, как она возникла
- История проблемы: включить полную историю и описание проблемы или проблем. Описать проблемы в том порядке, в котором они сообщались
- Прошлая психиатрическая история (если есть): включает хронологическую историю диагностики и лечения, госпитализации, суицидальные идеи и попытки (включая средства суицидальных попыток), идеи и попытки убийства, а также принимаемые лекарственные препараты
- История употребления алкоголя / наркотиков / Злоупотребление и лечение: включают хронологическую картину употребления (включая стационарное и амбулаторное лечение), продолжительность употребления и продолжительность абстиненции
- Медицинская история: включают прошлые и настоящие медицинские проблемы, лечение и госпитализации, и предписанные лекарства в хронологическом порядке
- Уровень образования, история работы и история безработицы, военный опыт, супружеские отношения (включая разводы), наличие партнерских отношений
- Источники дохода, условия жизни, социальные сети, сильные стороны и ограничения, духовная и религиозная принадлежность, контакты с сообществом
- Правовые проблемы: прошлые и настоящие правовые проблемы, уголовные преступления и административные правонарушения, время, проведенное в тюрьме или под следствием, информация об условно-досрочном освобождении
- Результаты входного и промежуточного (если уже есть) тестирования (для лиц с сохранным интеллектом и для лиц с нарушениями интеллектуального функционирования)
- План тренингов с учетом имеющихся проблем и краткосрочных и долгосрочных целей
- Ожидаемые результаты
Предлагаемый подход способствует постоянной рефлексии специалистов в отношении проделываемой ими работы и повышению качества оказываемых услуг.