Тренинги по повышению самооценки, мотивации, коммуникативных навыков
Система тренингов, направленная на повышение эффективности программы адаптации трудоспособных инвалидов
Адаптация трудоспособных инвалидов является комплексным процессом, не ограниченным непосредственным усвоением конкретных профессиональных навыков. На его эффективность оказывают влияние множество факторов, среди которых можно выделить:
- общие навыки социализации участников программы,
- их личностные особенности и мотивацию к обучению,
- мотивацию и вовлеченность в адаптационный процесс профессиональных наставников,
- отношение к процессу обучения опекунов и т.д.
Основная цель тренингов — создание поддерживающей и обучающей среды для повышения эффективности трудовой и социальной адаптации и профориентации.
Участники тренингов
- Люди с разными формами инвалидности. Тренинг помогает им развить необходимые социальные и личностные навыки и получить дополнительные знания, необходимые для профессиональной адаптации.
- Наставники. Через тренинг они корректируют собственное отношение к лицам с ограниченными возможностями, повышают мотивацию и получают информацию по увеличению эффективности обучения.
- Члены семьи. Они получают информацию о своей роли в процессе социальной и профессиональной адаптации инвалидов и развивают навыки, необходимые для мотивации инвалидов вне рабочего процесса.
Тренинги дают возможность коррекции и нивелирования влияния множества негативных факторов, которые могут снизить эффективность трудовой адаптации и профориентации.
Участники тренингов имеют различную степень развития базовых навыков (самообслуживание, передвижение, общение, способность к обучению и т.п.) и опыта социализации (некоторые участники имеют высшее образование и опыт работы, другие же с трудом получили неполное среднее образование).
Поэтому для повышения эффективности образовательного и адаптационного процесса, система тренингов включает три направления:
- Направление для интеллектуально-мнестически сохранных участников, имеющих незначительные двигательные ограничения
- Направление для участников, имеющих значительное ментальное недоразвитие, а также значительные нарушения функций организма (психических, статодинамических и т.п.)
- Дополнительная программа для участников первого направления, проявляющих повышенный интерес к программе обучения и демонстрирующих значительный личный прогресс в освоении навыков базовой программы
Такой подход учитывает потребности каждой группы участников, создает оптимальный темп обучения, делает акцент на формировании актуальных для группы навыков, а также позволяет поддерживать интерес к процессу всех обучающихся.
Актуальные психологические проблемы и пути их решения
Таблица 1. Сводная таблица актуальных психологических проблем
Проблема |
Цель |
Инструмент достижения цели |
Снижение познавательных способностей (у индивидов с нарушениями интеллектуального функционирования) |
Развитие познавательных способностей: памяти, внимания, мышления. |
Включение небольших игровых упражнений на каждом занятии на развитие познавательных способностей (таблицы Шульте и пр.) |
Негативные коммуникативные установки у инвалидов (идея враждебности мира) несут функцию психологической защиты |
Трансформация негативных коммуникативных установок в позитивные (использование рациональных психологических защит) |
Работа с инвалидами и опекунами в рамках когнитивно-поведенческой терапии (дискуссии и обсуждения) |
Низкая мотивация к труду у инвалидов |
Повышение мотивации к трудовой деятельности |
Работа с инвалидами и опекунами в рамках когнитивно-поведенческой терапии (поощрение, создание неудовлетворенности настоящим, формирование видения желаемого будущего, формирование веры в свои силы) |
Низкая рефлексивность, неадекватная самооценка у инвалидов (завышенная или заниженная), неадекватное восприятие своих сильных и слабых сторон, не осознают реальные результаты своего труда (производительность и качество) и мнение наставников о них |
Повышение рефлексии - формирование критичности мышления, адекватной оценки собственных личностных качеств и свойств |
Когнитивно-поведенческая терапия Регулярное предоставление обратной связи от наставников, тренеров и группы Работа с кадровиком – дискуссии, обсуждения вопроса эффективности в трудовой деятельности |
Внешний локус контроля у инвалидов (перекладывание ответственности на других людей) |
Формирование внутреннего локуса контроля (принятие ответственности за собственную жизнь и развитие) |
Работа с инвалидами и опекунами в рамках когнитивно-поведенческой терапии (директивный подход) |
Незнание конкурентной среды, иждивенческая установка, которая выражается в убеждениях: «мне все должны, потому что я –инвалид, и должны радоваться, потому что я здесь работаю». |
Формирование ответственности за собственное профессиональное развитие |
Работа с кадровиком – дискуссии, обсуждения вопроса эффективности в трудовой деятельности |
Отсутствие целей и желаний у инвалидов, низкий, либо неадекватный уровень притязаний, жизнь в фантазиях |
Постановка профессиональных целей в зависимости от уровня возможностей и желаний индивида (выявление интересов, подавленных желаний и мечт, формирование адекватного уровня притязаний) |
Профориентационные тренинги с психологом и специалистом по кадрам Работа с инвалидами и опекунами в рамках когнитивно-поведенческой терапии |
Неумение составить резюме, неумение презентовать себя, незнание юридических и иных нюансов, возникающих в процессе трудоустройства и поиска работы |
Формирование навыка эффективной самопрезентации, написания резюме, информирование по юридическим вопросам |
Проведение профориентационных тренингов с психологом и со специалистом по кадрам |
Стереотипное отношение к себе «я-инвалид, поэтому я не могу…», приписывание стереотипного отношения к инвалидам всем окружающим людям «они думают, что я -…,поэтому меня не возьмут на работу и т.п.» |
Формирование ответственности за собственную жизнь и развитие, снятие стигм и установок |
Работа с психологом в рамках когнитивно-поведенческой терапии Работа с кадровиком – дискуссии, обсуждения вопроса эффективности в трудовой деятельности |
Ограниченный круг общения, ощущение социальной изоляции инвалидами |
Расширение социального круга инвалидов, формирование коммуникативной компетентности |
Психологическая поддержка в группе, включение в трудовую деятельность и общение в коллективе Использование когнитивно-поведенческого подхода с целью формирования навыка коммуникативной компетентности |
Эмоционально-волевые нарушения - сниженный энергетический потенциал, сниженный эмоциональный фон (депрессия, аутизм-«уход в себя»), вследствие чего – нежелание что-либо менять в собственной жизни, сниженный уровень притязаний (с высшим образованием желание заниматься простым ручным трудом) |
Повышение эмоционального фона и энергетического тонуса |
Психологическая поддержка в группе, предоставление позитивной обратной связи от тренера, наставников и опекунов, включение в трудовую деятельность и общение в коллективе Работа с кадровиком – дискуссии, обсуждения вопроса эффективности в трудовой деятельности |
Гиперопекающее влияние членов семьи, препятствующее социализации и профессиональному становлению инвалидов |
Выработка эффективного стиля взаимодействия в семейной системе |
Работа с семьями в рамках когнитивно-поведенческого и семейного подхода (обсуждение, дискуссии, практические упражнения) |
Ошибки в интерпретации критериев оценки и проявлений в поведении практиканта той или иной профессиональной компетенции на предприятии |
Внедрение системы оценки профессиональных навыков практикантов на предприятии |
Проведение тренингов с менеджерами проекта и наставниками предприятий |
Непонимание своей роли менеджерами в процессе выстраивания работы, оценки практикантов и наставников на предприятиях |
Правильное понимание менеджерами своих должностных функций и обязанностей |
Проведение тренингов с менеджерами проекта |
Тренинги по формированию базовых навыков социально-профессиональной интеграции для практикантов, не имеющих интеллектуальных нарушений
Задачи:
- развитие коммуникативных навыков (правила общения в трудовом коллективе), расширение социальных связей
- формирование ответственности у инвалидов за собственную жизнь и развитие (смещение локуса контроля с внешнего на внутренний)
- повышение мотивации к трудовой деятельности
- повышение самооценки
- развитие осознанного отношения к себе, своим возможностям и собственной жизни
- повышение уровня психологического благополучия, энергетического потенциала
Стиль занятий — директивно-поддерживающий:
- с одной стороны, практикантам передается полная ответственность за их жизнь и профессиональное развитие
- с другой стороны, мы отмечаем их победы и рост, поощряем и стимулируем двигаться дальше
Занятия максимально насыщены практическими упражнениями, проработкой кейсов — профессиональных и рабочих ситуаций.
Практически каждый практикант обладает большим количеством негативных коммуникативных установок
Эти установки в основном проявляются в базовом недоверии к людям и миру в целом, что поведенчески часто выражается в пассивной позиции, нежелании что-либо менять в своей жизни и взаимодействовать с окружающими людьми.
Таблица 2. Тематическая направленность мероприятий
№ п/п |
Тема мероприятия |
Примечание |
|
Психологическая диагностика |
Проведение психологической диагностики:
|
|
Коммуникация. Социальные ритуалы. Вербальная, невербальная составляющие общения |
Развитие коммуникативных навыков (правила общения в трудовом коллективе), расширение социальных связей |
|
Коммуникативные установки |
Трансформация негативных коммуникативных установок в рациональные (использование рациональных психологических защит) |
|
Эмоциональная саморегуляция |
Повышение эмоционального фона и энергетического тонуса, развитие умения эмоциональной саморегуляции в стрессовой ситуации (ситуации собеседования) |
|
Ответственность |
Формирование ответственности у инвалидов за собственную жизнь и развитие (смещение локуса контроля с внешнего на внутренний) |
|
Самооценка |
Формирование адекватной самооценки, адекватного восприятия собственных личностных качеств и свойств |
|
Рефлексивность Самовосприятие |
Формирование критичности мышления, умения анализировать и отслеживать собственные паттерны поведения |
|
Мотивация, самомотивация |
Повышение мотивации к трудовой деятельности, формирование мотивации избегания неудач и мотивации достижения успеха (поощрение, создание неудовлетворенности настоящим, формирование видения желаемого будущего, формирование веры в свои силы) |
Блок 1. Развитие коммуникативных навыков для адаптации в условиях смешанного коллектива
Цель: развить коммуникативные навыки, позволяющие использовать компетентные формы реагирования в ситуациях межличностного и профессионального общения.
Ожидаемы результаты:
- участник легко входит в контакт с новыми знакомыми на производстве
- в ситуациях беседы тактичен и внимателен к собеседнику, устанавливает контакт ненавязчиво, открыт для общения
- знает ограничения и культурные нормы в общении
- соблюдает субординацию и общается в рамках трудовой этики
- точно выражает свои мысли
- связно и точно отвечает на вопрос
- умеет обращаться с просьбой
- умеет задавать проясняющие задачу вопросы
- владеет техниками эмоциональной саморегуляции
- лучше распознает эмоции, понимает намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные
- адекватно оценивает собственные физические возможности
- снижается уровень агрессии
- повышается уровень мотивации
Задачи
- Сформировать навык установления первого контакта
- Сформировать навык использования основных социальных ритуалов общения
- Развить навыки точного формулирования и выражения мыслей
- Развить навык построения логичной структуры своей речи
- Сформировать навык активного слушания
- Повысить уровень эмпатии в общении
- Обучить техникам эмоциональной саморегуляции
- Повысить уровень эмоционального интеллекта
- Снизить уровень стигматизации
Для отслеживания психологической динамики практикантов установлены критерии экспертной оценки по каждому блоку.
Измерения проводятся тренером при помощи метода экспертной оценки поведения участника на группе по следующей форме:
Таблица 3. Критерии экспертной оценки блока 1
Ф.И.О. участника |
Критерии оценки |
|||
Уровень эмпатии |
Уровень эмоциональной стабильности |
Логичность/связность речи и точность выражения мыслей. |
Соблюдение личных границ |
|
Иванов И.И. |
0/1/2/3 |
0/1/2/3 |
0/1/2/3 |
0/1/2/3 |
Критерий |
Значение числовых показателей выраженности критерия |
|||
0 Отсутствует проявление |
1 Низкий уровень проявления |
2 Средний уровень проявления |
3 Высокий уровень проявления |
|
Уровень эмпатии |
Не обращает внимание на других участников группы, провоцирующее поведение. |
Проявляет внимание и интерес к одному/двум участникам из группы. |
Проявляет интерес к другим участникам. |
Активно интересуется другими, вовлечен во взаимодействия. |
Уровень эмоциональной стабильности |
Аффективные реакции в ходе тренинга. |
Проявляет высокий уровень волнения, смущения, испуга, возбуждения. |
Сдержанное проявление эмоций. |
Спокоен, уравновешен. |
Логичность/связность речи и точность выражения своих мыслей. |
Фразы не связаны в единую логическую цепочку. Сложно понять, какую тему участник развивает в своем монологе. Непонятно, что хочет сказать участник.
|
Отвечает на вопрос, но теряет нить разговора, забывает, на какой вопрос отвечает, сбивается с темы. Испытывает трудности с формулированием своих мыслей. Тратит на формулирование значительное время. Высказывается сбивчиво даже на простые бытовые темы. |
Речь связная и логичная, иногда случаются «сбои», говорит о том, что не относится к обсуждаемой теме, нет логических связок между темами. Выражает свои мысли понятно окружающим, иногда теряется, подбирает слова. Некоторые слова «выпадают» из общего контекста речи. |
В речи присутствует логика, связность и последовательность. Точно и полно выражает мысли, словарный запас богатый. |
Соблюдение личных границ |
Может оскорбить, занять чужое место, провоцировать, «шутить» над другим – проявляет агрессию. Либо позволяет такое поведение в отношении себя. |
Может мешать окружающим, не замечая этого или не придавая этому значения. Опаздывает без причин, не отключает телефон. |
Уважает других участников группы, иногда «забывается»: может перебивать, не слушать, нарушать принятые в группе правила. |
Уважительно относится к себе и другим. Вежлив, внимателен, тактичен. Может адресно выразить своё недовольство в корректной форме, когда задеваются его интересы. |
Таблица 4. Тематический план тренинга, направленный на развитие коммуникативных навыков для адаптации в условиях смешанного коллектива
Тема тренинга |
Цель |
Задачи |
Тема 0. Тестирование |
Установить базовый уровень развития участников группы по заданным критериям оценки эффективности программы. |
Организовать и провести психодиагностику по установленным методикам. Дать участникам инструкцию. Проконтролировать выполнение. |
Тема 1. Знакомство. |
Начать формирование доверительных отношений в группе. Сформировать навык установления первого контакта. |
Создать положительный эмоциональный настрой на дальнейшую работу. Сформировать представления о тренинге и правилах участия в нем. Познакомить участников между собой. Отработать навык знакомства. Выстроить доверительные отношения в группе. Снизить стигматизации у участников. |
Тема 2. Социальные ритуалы. |
Сформировать навык использования основных социальных ритуалов общения. |
Познакомить участников с нормами культуры и социальными ритуалами в ситуациях межличностного взаимодействия в организациях. Сформировать навык применения этих ритуалов. |
Тема 3. Соблюдение личностных границ. |
Сформировать представление о личностных границах человека. |
Сформировать представление о психологических и физических границах человека. Дать представление о личностных границах в коллегиальном общении. Дать представление о том, какие формы нарушения личностных границ бывают в жизни и, в частности, в трудовом коллективе. Актуализировать адекватное социально-приемлемое поведение для сохранения и отстаивания личного пространства в трудовом процессе и в жизни вообще. Повысить уровень осознанности, повысить рефлексию собственного поведения. |
Тема 4. Эмоции. |
Сформировать представление об эмоциональной составляющей в профессиональном коммуницировании. |
Дать представление о роли эмоций в жизни человека. Сформировать представление о значимости эмоционального состояния в ситуациях профессионального общения. Расширить знания участников о видах эмоций. Познакомить с понятием эмоционального интеллекта. |
Тема 5. Эмоциональная саморегуляция |
Обучить техникам эмоциональной саморегуляции. |
Познакомить с понятием эмоциональной саморегуляции. Дать представление о видах эмоциональной саморегуляции. Познакомить с техниками саморегуляции. Сформировать навык применения эмоциональной саморегуляции. |
Тема 6. Активное слушание. |
Сформировать навык активного слушания. |
Дать представление о том, что такое активное слушание. Познакомить с техниками активного слушания. Сформировать навык активного слушания. Повысить уровень эмоционального интеллекта. |
Тема 7. Информационная составляющая общения. |
Сформировать представление об информационной составляющей в профессиональном коммуницировании. |
Сформировать представление о значимости информационной составляющей в ситуациях межличностного и профессионального общения. Сформировать навык анализа собственной речи. Мотивировать участников на постепенное и постоянное развитие собственной речи (логика изложения, точность формулировок). |
Блок № 2. Развитие навыков сотрудничества и работы в команде
Цели:
- развить навыки совместной деятельности и сотрудничества,
- сформировать представление о преимуществах командной работы с целью повышения адаптации в условиях работы в смешанном коллективе.
Ожидаемые результаты:
- сформированное понимание, что возможности команды больше, чем сумма возможностей участников
- оценка собственного вклада в работу команды и своей роли
- владение навыками координации собственных усилий
- владение навыками совместной деятельности
- внимательность к участникам команды, умение слушать и передавать инициативу
Задачи
- Сформировать понимание важности сотрудничества, мотивировать на работу в команде.
- Сформировать умение взаимодействовать с коллегами с позиции партнерства, на равных.
Таблица 5. Критерии экспертной оценки
Ф.И.О. участника |
Критерии оценки |
|||||||
Присутствует критичность в оценке опыта |
Соблюдение личных границ |
Уровень эмпатии |
||||||
Иванов И.И. |
0/1/2/3 |
0/1/2/3 |
0/1/2/3 |
Критерии |
Значение числовых показателей выраженности критерия |
||||||
0 Отсутствует проявление |
1 Низкий уровень проявления |
2 Средний уровень проявления |
3 Высокий уровень проявления |
||||
Присутствует критичность в оценке опыта |
Нет критичности в оценке опыта, не анализирует свои действия и действия других людей. |
Есть попытки анализа событий, но нарушены очевидные причинно-следственные связи в рассуждениях. |
Осуществляет анализ, когда этого требует ситуация (в упражнениях, по рекомендации тренера). |
Склонен много внимания уделять анализу своих и чужих действий, склонен делать адекватные ситуации выводы. |
|||
Соблюдение личных границ |
Может оскорбить, занять чужое место, провоцировать, «шутить» над другим – проявляет агрессию. Либо позволяет такое поведение в отношении себя. |
Может мешать окружающим, не замечая этого или не придавая этому значения. Опаздывает без причин, не отключает телефон. |
Уважает других участников группы, иногда «забывается»: может перебивать, не слушать, нарушать принятые в группе правила. |
Уважительно относится к себе и другим. Вежлив, внимателен, тактичен. Может адресно выразить своё недовольство в корректной форме, когда задеваются его интересы. |
|||
Уровень эмпатии |
Не обращает внимание на других участников группы, провоцирующее поведение. |
Проявляет внимание и интерес к одному/двум участникам из группы. |
Проявляет интерес к другим участникам. |
Активно интересуется другими, вовлечен во взаимодействия. |
Таблица 6. Тематический план тренинга по развитию личностных качеств, повышающих эффективность адаптации участников в трудовом коллективе
Тема тренинга |
Цель |
Задачи |
Тема 0. Тестирование |
Установить уровень развития и прогресс участников группы по заданным критериям оценки эффективности программы после прохождения Блока 1 Программы. |
Организовать и провести психодиагностику по установленным методикам. Дать участникам инструкцию. Проконтролировать выполнение. |
Тема 1. |
Развить навыки проявления эмпатии в межличностном взаимодействии. |
Познакомить участников с феноменом эмпатии. Сформировать навык проявления эмпатии к другому. Сформировать понимание уместности проявления эмпатии в различных ситуациях межличностного общения. |
Тема 2. |
Сформировать навыки эффективного сотрудничества и партнёрских отношений. |
Сформировать понимание важности сотрудничества, мотивировать на работу в команде. Сформировать умение взаимодействовать с коллегами с позиции партнерства, избегая конформных и агрессивных форм поведения. |
Тема 3.Личностные границы |
Развить навык демонстрации уважительного отношения к себе и партнерам по общению. |
Сформировать понимание о личностных границах человека. Сформировать понимание о социальных формах соблюдения дистанции, правилах и нормах. Развить навык наблюдения за эмоциональным состоянием своим и партнера, когда границы нарушаются. Сформировать навык тактичного отстаивания своих границ. Сформировать навык проявления уважения к личностным границам другого человека. |
Тема 4. |
Начать формировать умение анализировать своё поведение, извлекать опыт, прогнозировать последствия. Сформировать навык анализа собственной роли в командной работе. |
Дать представление о функциях рефлексии: ретроспективной, ситуативной и перспективной. Сформировать навык наблюдения за собственными действиями, мыслями и чувствами. Начать формировать навык анализа свершившихся поступков. Начать формировать навык прогнозирований, анализа последствий собственных действий. Начать формировать навык наблюдения за собственным состоянием здесь и сейчас и анализировать его. |
Блок № 3. Развитие способностей к сотрудничеству и решению конфликтных ситуаций
Цель: развить навыки эффективного поведения в ситуациях конфликта и эмоционального напряжения для поиска максимально комфортных и результативных решений, позитивно влияющих на трудовой процесс и атмосферу в коллективе.
Ожидаемые результаты:
- понимание своеобразия и уникальности каждого человека, что позволяет терпимо относиться к особенностям характера и поведения коллег
- умение конструктивно реагировать на справедливую и несправедливую критику
- умение нейтрально реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника
- способность вежливо, но твердо отстаивать собственную позицию без деструктивного аффективного поведения и оценок личности собеседника
- при обращениях с просьбой, умение соотносить свои возможности, желания и профессиональные обязанности с входящими запросами, способность говорить «нет», находить компромиссы и договариваться
- применение техник эмоциональной саморегуляции для контроля своего поведения в ситуациях сильного эмоционального возбуждения
Задачи
- Сформировать толерантное отношение к индивидуальным особенностям коллег
- Сформировать навыки использования копинг-стратегий в условиях сильного эмоционального напряжения
- Сформировать умение взаимодействовать с коллегами с позиции партнерства, избегая конформных и агрессивных форм поведения
Таблица 7. Критерии оценки блока 3.
Ф.И.О. участника |
Критерии оценки |
||||||
Уровень эмоциональной стабильности |
Толерантность |
Использование навыков совладающего поведения в конфликтных ситуациях |
|||||
Иванов И.И. |
0/1/2/3 |
0/1/2/3 |
0/1/2/3 |
Критерии |
Значение числовых показателей выраженности критерия |
|||||||
0 Отсутствует проявление |
1 Низкий уровень проявления |
2 Средний уровень проявления |
3 Высокий уровень проявления |
|||||
Уровень эмоциональной стабильности |
Аффективные реакции в ходе тренинга. |
Проявляет высокий уровень волнения, смущения, испуга, возбуждения. |
Сдержанное проявление эмоций. |
Спокоен, уравновешен. |
||||
Толерантность |
Нетерпим к любому проявлению инаковости другого, раздражается, агрессивно реагирует. |
Нетерпим в общении, переходит на личности, проявляет негативизм и раздражительность. |
Проявляет терпимость к особенностям других людей, старается не демонстрировать окружающим, если его что-то смущает в другом человеке. |
Поощряет различия в людях, толерантен к своим и чужим особенностям или недостаткам. Не даёт негативных оценок другим людям. |
||||
Использование навыков совладающего поведения в конфликтных ситуациях |
Не использует. Провоцирует конфликты. |
Знает в теории способы поведения в конфликтных ситуациях, но не применяет, слабый уровень самоконтроля. |
Использует навыки, однако при попадании в эмоционально заряженную ситуацию теряет самоконтроль. |
Проявляет сдержанность в проявлении эмоций, внешне спокоен, предпринимает конструктивные действия, гибок в поведении. |
Таблица 8. Тематический план тренинга для развития способностей к сотрудничеству и решения конфликтных ситуаций
Тема тренинга |
Цель |
Задачи |
Тема 1. |
Сформировать толерантное отношение к индивидуальным особенностям коллег. |
Сформировать понимание о различиях между людьми (поведение, темперамент, эмоциональные реакции, привычки, условия жизни, опыт). Сформировать толерантное отношение к участникам группы. Применить навык к коллегам на работе. |
Тема 2. |
Сформировать навык подачи обратной связи. |
Сформировать навык получения и подачи обратной связи. Дать представление о критике и сформировать навык конструктивной реакции на критику. Сформировать навык эмоциональной саморегуляции в ситуациях негативных оценок. |
Тема 3. |
Сформировать навыки использования копинг-стратегий в условиях сильного эмоционального напряжения. |
Дать представление о понятиях «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент», о развитии умения самоанализа. Сформировать представление о различных моделях совладающего поведения в конфликте. Сформировать навыки применения основных форм и методов совладающего поведения. |
Блок № 4. Развитие навыков целеполагания и планирования в трудовой деятельности
Цель: познакомить с основами процесса целеполагания и начать формировать базовые навыки планирования, а также сопутствующие навыки (анализ, оценка собственных ресурсов, формирование ожиданий и т.п.), которые помогут усилить мотивацию к развитию в профессиональной сфере, а также к более глубокой адаптации в смешанном коллективе.
Ожидаемые результаты:
- участник берет на себя ответственность за результаты своей деятельности
- реалистично оценивает свои возможности и перспективы
- умеет формулировать цели, адекватные его профессиональным задачам
- использует инструменты планирования своих действий, ведущих к осуществлению желаемого результата
- мотивирован на изменение качества своей жизни и осознает, какую роль в этом играет его профессиональная деятельность
- владеет навыками самомотивации, что позволяет самостоятельно поддерживать стремление к профессиональному развитию
Задачи
- Мотивировать участников на улучшение качества их жизни и познакомить с инструментами самомотивации
- Снизить уровень стигматизации
- Сформировать базовые навыки целеполагания и планирования своей профессиональной деятельности
- Повысить уровень ответственности участников за результат их деятельности в профессиональной сфере
- Сформировать навык реалистичной оценки своих возможностей и ограничений
Таблица 9. Критерии оценки блока 4
Ф.И.О. участника |
Критерии оценки |
||||||
Уровень мотивации к изменениям в собственной жизни |
Уровень перспективной рефлексии |
Уровень личной ответственности |
|||||
Иванов И.И. |
0/1/2/3 |
0/1/2/3 |
0/1/2/3 |
Критерий |
Значение числовых показателей выраженности критерия |
|||||||
0 Отсутствует проявление |
1 Низкий уровень проявления |
2 Средний уровень проявления |
3 Высокий уровень проявления |
|||||
Уровень мотивации к изменениям в собственной жизни |
Негативно реагирует на тренинги и производственную деятельность. |
Пропуски, опоздание, пассивное участие в тренинговых занятиях. |
Добросовестно участвует в тренингах, высказывается, выполняет упражнения, но не проявляет инициативы. |
Увлечен профессиональной деятельностью, старателен, активен, проявляет интерес, прикладывает усилия для освоения новых навыков. |
||||
Перспективная рефлексия |
Не анализирует собственные возможности, способности. Не думает о будущем, не знает, чего хочет. |
Нереалистично оценивает собственные возможности, завышенные или крайне низкие ожидания. Не может прогнозировать последствия своих действий, не анализирует стратегию своего поведения. |
Оценивает свои возможности не всегда реалистично, зависим от эмоционального состояния. Демонстрирует навыки прогнозирования и анализа. Иногда проявляются логические ошибки в умозаключениях, ставит себе дополнительные ограничения или не видит имеющиеся. |
Демонстрирует точное понимание своих возможностей и ограничений. Имеет представление, как использовать личностные и физические ресурсы. Демонстрирует навыки прогнозирования и анализа. Планирует, логично рассуждает, реалистично оценивает перспективы. |
||||
Уровень личной ответственности |
Внешний локус контроля, считает, что от него ничего не зависит. |
Считает, что от него мало, что зависит. Пассивен на занятиях. Жалуется на внешние условия. |
Берет на себя ответственность, однако в сложных ситуациях или в ситуациях, требующих больших усилий склонен ссылаться на стечение обстоятельств, внешние факторы, везение и т.д. |
Демонстрирует уверенность в возможности изменений, благодаря прикладыванию собственных усилий. Осознает свою роль в собственном успехе. |
Таблица 10. Тематический план тренинга, направленный на развитие навыков целеполагания и планирования в трудовой деятельности
Тема тренинга |
Цель |
Задачи |
Тема 1. |
Актуализировать потребности в профессиональной самореализации, начать формировать видение конечного результата. |
Повысить уровень мотивации на изменения в текущей жизненной ситуации. Сфокусировать внимание участников на собственных целях, желаниях, личностных потребностях. Начать формирование видения желаемого результата. Сформировать навык реалистичной оценки собственных возможностей. Снизить уровень стигматизации. |
Тема 2. |
Познакомить участников с инструментами, помогающими повысить качество своей жизни. |
Мотивировать участников на улучшение качества их жизни. Познакомить с инструментами самомотивации Сформировать базовый навык по самомотивации |
Тема 3. |
Сформировать базовые навыки целеполагания в своей профессиональной деятельности. |
Познакомить с понятием целеполагания. Сформировать базовые навыки целеполагания. Мотивировать на регулярное применение в своей жизни. Расписать актуальную цель каждого участника.
|
Тема 4. |
Сформировать базовые навыки планирования своей профессиональной деятельности. |
Познакомить с понятием планирования. Сформировать базовые навыки планирования. Прописать примерный план достижения актуальной цели каждого участника. |
Тема 5. |
Завершение программы, подведение итогов, мотивация на практическое применение полученных навыков. |
Подвести итоги, вспомнить темы занятий. Сформировать у участников понимание, какими ресурсами они обладают. Мотивировать на применение в профессиональном и межличностном общении полученных знаний и навыков. |
Методы измерения эффективности программы
- Факторы G, Q3 в тесте Кеттела — оценка уровня субъективного контроля над разнообразными ситуациями, степени ответственности за свои поступки.
- Факторы С, I, Н, O — эмоциональная стабильность/эмоциональная лабильность, нерешительность-смелость, склонность к ипохондрии
- Фактор Q4, методика Т. Эллерса — уровень мотивации
- Фактор N — уровень рефлексии
- Факторы A, E, F, H, L, Q2 — коммуникативные навыки и навыки взаимодействия
- Фактор MD — самооценка